Знали ли вы, что в губную гармошку нельзя дуть?
Нет, можно конечно, но губная гармоника вовсе не предназначена для такого нелепого обращения с ней.
Именно поэтому у большинства начинающих гармонистов, которые по незнанию дуют в губную гармошку и «всасывают» воздух, начальный этап обучения характеризуется следующими проблемами:
- очень сложно даётся игра одиночными нотами. И даже если со временем более-менее удаётся худо-бедно научиться играть, попадая в каждое отверстие по отдельности, этот навык постоянно «хромает»;
- как правило, не играет (или плохо играет) второе отверстие на вдох (похожие проблемы могут быть также и с другими отверстиями, например с восьмым на вдох), а на некоторых отверстиях язычки могут и вовсе затыкаться и «молчать»;
- звук губной гармошки при таком способе формирования воздушного потока очень «задавленный» и неприятный для уха;
- а вероятность сломать язычки (что часто у начинающих и происходит) повышается во много десятков раз.
И это ещё не весь перечень проблем, которые возникают из-за неправильного «обращения» с губной гармоникой.
Как же всё-таки нужно играть на губной гармошке, чтобы это было безопасно для инструмента, приятно для уха слушателя и комфортно для самого исполнителя?
Всё дело в формировании воздушного потока.
Существует только 2 «режима» формирования воздушного потока и течения частиц в нём:
- ламинарный
- турбулентный
Мы, гармонисты, чаще называем их тёплым и холодным воздушным потоком, хотя эти прилагательные не передают всей сути и всех характеристик, о которых следует знать каждому гармонисту.
При ламинарном течении потока воздуха (от латинского слова lamina – слой) отдельные слои движутся строго в одном направлении, параллельно и не взаимодействуют между собой. Добиться такого воздушного потока легче всего дыша максимально тёплым воздухом (например, когда греем зимой руки).
Турбулентный поток характеризуется неупорядоченным, хаотическим движением частиц по сложным непредсказуемым траекториям. И такой неуправляемый поток мы получаем, когда дуем или «всасываем» воздух.
Посмотрите, пожалуйста, видео, в котором показано, как ведут себя частицы при ламинарном и турбулентном течении.
Заметьте, что при ламинарном потоке:
- скорость движения частиц достаточно низкая,
- скорость движения частиц достигает своего максимума в центре потока и достаточно низкая около стенок трубы (возможно, именно поэтому при турбулентном потоке так сложно играть одиночными нотами, а при ламинарном — очень легко. См. фото.),
- движение потока воздуха предсказуемое, а значит управляемое.
Чтобы избежать формирования турбулентного потока воздуха, который по своей сути является абсолютно НЕконтролируемым, НЕуправляемым и НЕ подходит для игры на губной гармошке, важно знать о причинах его возникновения.
Турбулентный поток возникает в таких случаях:
1. При возникновении препятствий на пути воздушного потока.
К этому же пункту стоит отнести и влияние формы воздушного канала и наличие в нём «узких мест».
В связи с этим необходимо помнить о важности того, чтобы гортань и мышцы шеи были всегда открыты и в расслабленном состоянии, не препятствуя свободному течению потока воздуха.
Частой ошибкой начинающих гармонистов являются попытки играть с таким положением ротовой полости, которое напоминает положение при произношении буквы «И» (или ещё хуже — буквы «Й»).
Заметьте, что в таком положении воздушный канал резко сужается, а язык становится существенным препятствием для воздушного потока. К тому же, из-за сужения канала резко увеличивается скорость течения частиц, а это в свою очередь является второй причиной возникновения турбулентного воздушного потока, о чём речь пойдёт ниже.
2. Второй причиной, из-за которой поток становится турбулентным, является высокая скорость воздушного потока. Необходимо знать, что с увеличением скорости движения частиц, в определённый момент ламинарное течение ВСЕГДА перерастает в турбулентное.
Именно поэтому гармонисты, как правило, играют «тёплым» дыханием. Похожий тип дыхания мы используем во время речи и пения. Ведь даже если попытаться громко крикнуть, то скорость такого потока воздуха будет всё равно в разы ниже, чем если бы мы подули холодным потоком, при котором сразу же возникла бы турбулентность.
Теперь, зная о том, что существует только два режима течения воздушного потока, вы можете начать сознательно отслеживать во время игры на губной гармошке, как вы формируете поток воздуха и целенаправленно работать над тем, чтобы создавать ламинарный поток воздуха.
Возможно именно этот навык и данная информация станут для вас решающими в некоторых аспектах вашего обучения игре на губной гармошке и позволят вам:
- добиться уверенных и стабильных одиночных нот, что позволит держать губную гармошку глубоко во рту.
- Вы сможете избавиться от стандартных «проблем начинающего гармониста», связанных со звукоизвлечением на некоторых отверстиях.
- Вы гарантированно увеличите срок жизни вашей губной гармошки во много раз.
- И что самое главное — существенно улучшите качество вашего звучания.
Выйдите из зоны турбулентности, научитесь формировать ламинарный поток воздуха и пусть ваше звучание всегда свидетельствует только о вашем профессионализме!
Успехов вам!