Как делать бенды на губной гармошке

Бенд на губной гармошке – это прием, позволяющий понизить высоту ноты.

Бенды позволяют не только получать новую ноту на одном из отверстий губной гармоники, но и способны делать мелодию на губной гармонике более плавной, перетекающей из ноты в ноту. А это самая прекрасная возможность этого инструмента, за что губная гармошка как никак лучше подошла в блюзе, где затягивание и бендинг нот, а также плавное перетекание одной ноты в другую заставляет слушателей покрываться гусиной кожей.

Плавное перетекание из одной ноты в другую при помощи хорошо освоенных бендов – это то, что можно сыграть на губной гармонике, но невозможно сделать, например, на фортепиано.

Существуют бенды на губной гармонике, как на вдох, так и на выдох.
На вдох бенды на губной гармошке можно сделать на первых шести отверстиях кроме пятого. Попытки сделать бенд на пятом отверстии могут привести к поломке язычка на губной гармошке, поэтому постарайтесь не ошибаться с отверстиями, чтобы не сломать свой инструмент.
На выдох бенды существуют с восьмого по десятое отверстие губной гармоники.

Чаще всего используются бенды на вдох. С них и стоит начинать обучение этому приёму.
Поначалу вам будет казаться, что бенд на одном отверстии очень отличается от бенда на другом отверстии. В начале практики эта разница очень ощутимая. Пусть вас это не пугает. По мере того, как вы будете совершенствовать этот навык игры на губной гармошке, эти отличия начнут размываться и становиться незначительными.

Когда вы только начинаете пробовать свои первые бенды на губной гармошке — делайте больше попыток. По-началу брать не качеством, а количеством. На один вдох – одна попытка, и не надо этот вдох делать длинным. Попробовали, если не получилось, то выдохнули – и поехали дальше. Каждый раз пытайтесь что-то менять в ротовой полости, гортани, положении языка — не бойтесь экспериментировать. Если не получается, а вы все время пытаетесь повторять то же самое, ничего не меняя – это как наступать на одни и те же грабли. Если не работает, то минимально что-то поменяли — и пробуем снова.

Как только вы услышали, что нота на губной гармонике хоть немного, но понизилась – пробуйте сразу повторить то же самое. Не стоит останавливаться и пытаться осознать «а какую комбинацию мы сделали во рту и в какой узел завязали язык» — вы наверняка так и не сможете понять, что вы там сделали. Здесь надо «отключить» голову и делать-делать-делать. Сразу повторить успех, не задумываясь – достаточно легко! Если после первой удачной попытки вы задумались и осознанно пытаетесь выстроить комбинацию в ротовой полости – уже не получится. Вот когда сделаете раз 30-50, пусть даже неглубоких бендов, из которых большая часть получалась – вот тогда уже можете понемногу начать осознавать, что вы там во рту натворили. Но к этому моменту минимальный навык делать бенд на губной гармошке ваше тело уже запомнит, и этот навык уже «не пропьешь». В общем, поначалу не задумывайтесь и по максимуму используйте закон Вселенной, который гласит, что «новичкам и дуракам везёт»! (мы про первых).

А вот дальше начнется работа над качеством вашего бенда на губной гармошке. Тут вам уже понадобится и «включенный» мозг, и внимательный слух, и важно будет замечать все изменения, которые вы производите телом. Потому что в результате вам необходимо научиться на каждом бендовом отверстии губной гармошки плавно понижать ноту до самого дна, возвращаясь затем на чистую ноту. При этом старайтесь это делать как можно медленнее, и ваши мышцы обретут хороший контроль над бендами. Добейтесь того, чтобы в каждый момент времени звук не пропадал, не срывался, не проваливался и не дрожал.

Очень часто, во время «поиска» бендов на губной гармонике, начинающие гармонисты чрезмерно напрягаются. Этого, к сожалению, не избежать, но вы должны помнить, что вы не должны перенапрягать мышцы горла. Это наоборот может мешать «опуститься» глубже, понижая ноту. Если вы сверяете свой бенд с аудиофайлом нашего самоучителя по губной гармонике и понимаете, что никак не получается у вас дойти до дна – обратите внимание на мышцы горла и попробуйте их расслабить. Кстати, многие ученики, которые только начинают учиться делать бенды, констатируют, что если перед этим они немного употребляли алкоголь (НЕМНОГО!!!), то почему-то бенды сразу легче получаются. Часто это действительно так, потому что именно чрезмерное напряжение всех мышц, участвующих и даже не участвующих в понижении ноты на губной гармошке, мешают добиться хорошего бенда. А после принятия небольшой дозы алкоголя тонус мышц снижается, вы расслабляетесь, как физически, так и психологически – и некоторых «прорывает» на бенды. Только не примите это за совет!

На протяжении всего изучения бендов необходимо помнить о следующих правилах, которые справедливы для всех бендов на вдох:

  • Одна из самых главных переменных, которые участвуют в создании бенда — это размер резонаторной камеры в нашем теле.
  • Второй важной переменной является давление воздуха (в нашем случае — это отрицательное давление, т.е., нам нужно сильней вдыхать (как-будто мы хотим сыграть немного громче) НО НЕ ВСАСЫВАТЬ!
  • К тому же поток воздуха во время вдоха должен быть плотным и непрерывным.
  • Мышцы горла нельзя зажимать. Они могут быть немного в тонусе, но не пережатые. И тем более нельзя полностью или почти полностью пережимать голосовую щель.
  • Нельзя параллельно вдыхать воздух носом, а также следите, чтобы не было щелей между губами и губной гармошкой, через которую мог бы поступать дополнительный воздух.

Напоминаем, что бенды на вдох на губной гармошке существуют на первых шести отверстиях кроме пятого. На втором отверстии можно понизить ноту на два полутона, на третьем – на три полутона, а на всех остальных (на первом, четвертом и шестом отверстии) – всего на полтона.
Чем ниже нота (крайний случай – первое отверстие), тем больше имеет значение размер резонаторной камеры (вся резонаторная камера, которая участвует здесь — это два естественных резонатора: голова и легкие, и дополнительный резонатор — камера в ротовой полости.)

Чем выше нота (крайний случай – шестая дырка), тем размер камеры теряет свою важность, а напротив даже уменьшается, но большее значение приобретает работа языка.

Рекомендуем вам начинать изучение бендов на губной гармонике с отверстий, где можно понизить ноты только на полтона (1, 4 и 6). Научившись делать бенды на этих отверстиях, вам будет легче перейти к освоению бендов на втором и третьем отверстии губной гармошки.

Бенд на первом отверстии губной гармошки.

Как мы и упоминали, здесь огромное значение имеет размер камеры. Причем не просто нужно увеличить камеру в ротовой полости, а необходимо ее немного «удлинить» вниз по телу – максимально открыть гортань при расслабленном горле и представить, что ротовую полость и нижнюю часть легких соединяет широкая труба внутри тела по которой продвигается «комок» воздуха.
Вспомните, как вы зеваете с закрытым ртом: мягкое и твердое нёбо поднимается, гортань открывается, появляется ощущение, что воздух заходит даже в горло и вы ощущаете легкое напряжение в солнечном сплетении. Попробуйте перенести этот же зевок с закрытым ртом в контекст попытки сделать бенд на первом отверстии губной гармошки на вдох. При этом помните обо всех перечисленных выше правилах.

Бенд на шестом отверстии губной гармоники.

Бенд на шестом отверстии губной гармошки – это другой крайний случай, где для создания бенда необходимо найти нужное движение языка, а камера ротовой полости наоборот уменьшается.
Попробуйте на вдох достаточно быстро проговаривать слоги йо-йо-йо-йо, утрированно двигая языком. Вы наверняка услышите, как изменяется высота ноты. Заметьте что именно на звуке «й» нота является более низкой, чем на «о». Теперь вам необходимо потренироваться, чтобы вы смогли удержать эту пониженную ноту, которая и является бендом на шестом отверстии. Сверьте высоту ноты с нижеприведенным аудиофайлом, чтобы вы точно «дотягивали» бенд до самого дна.

Все остальные бенды: на четвертом, втором и третьем отверстии – это комбинация работы языка и изменения размера камеры ротовой полости, при условии, что выполняются все перечисленные правила, которые описаны в начале этой статьи.

На третьем отверстии губной гармошки можно понизить ноту на три полутона. Для многих это самое сложное бендовое отверстие. К тому же после того как вы научитесь плавно понижать ноту до самого дна, вам необходимо будет научиться брать промежуточные бенды на третьем отверстии губной гармошки.