Как играть на губной гармошке минорный блюз

Эту статью мы хотим посвятить одной из самых красивых позиций игры на губной гармошке. Ее называют третьей позицией. Играя на гармошке «до мажор» вы сможете играть в тональности «ре минор».

Третья позиция, на самом деле, намного богаче и красивее, чем популярная и привычная всем «вторая позиция» на губной гармошке. Многие начинающие гармонисты, которые более-менее научились играть во второй позиции, на этом останавливаются и ленятся осваивать новые горизонты, а очень зря. К тому же, здесь нет ничего сложного.

В третьей позиции на губной гармошке очень хорошо играются все минорные блюзы, джаз, в этой позиции приятно слушается качественная популярная музыка, к примеру «Sting».

А начнем мы освоение этой позиции на губной гармошке тоже с блюзовой гаммы. В третьей позиции нам доступны полноценные две октавы, что и делает её богаче, чем игра во второй позиции.

Блюзовая гамма в третьей позиции на губной гармошке (т.е. в тональности «ре минор) выглядит так:

Гамма в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8.

Блюзовая гамма в третьей позиции в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4.

Как и для второй позиции, мы распишем основные паттерны, которые чаще всего используются при импровизации в третьей позиции.

Первый паттерн:

Основным звуком в этой позиции является нота «ре», то есть первое и четвертое отверстие на вдох. А это значит, что как четверка на вдох, так и единица будут звучать очень хорошо, при игре в этой позиции. Также можно побендить эти ноты.

Итак: -4 и -4’, а также -1 и -1’.

Второй паттерн:

Добавим еще очень красивые ноты, которые всегда хорошо звучат, когда мы играем, например, минорный блюз в третьей позиции в тональности «ре минор»: -6 и -6’

Третий паттерн:

Заметьте, что в этой блюзовой гамме, как и во второй позиции, присутствуют четвертое и пятое отверстие на вдох, а это значит, что трель на этих отверстиях тоже будет очень выигрышно звучать в вашей игре.

Четвертый паттерн:

И еще один очень красивый паттерн, который всегда будет отлично звучать при игре минорных композиций, в том числе и минорного блюза. Для этого вам необходимо «потоптаться», покрутиться в нижнем регистре на следующих нотах: +1-1-2”-2.

А теперь предлагаем аудио пример с последующим описанием, какие паттерны мы здесь использовали.

 Комментарий к аудио примеру:

 Первый квадрат:

Единица (первый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Шестерка (второй паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Потоптались внизу (четвертый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Шестерка (второй паттерн)

Второй квадрат:

Пример того, как можно отрабатывать блюзовую гамму в третьей позиции на губной гармошке под минус. Сначала мы сыграли гамму в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8 и обратно, а затем блюзовую гамму в в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4 и сверху вниз.
Небольшая импровизация нотами блюзовой гаммы.

Третий квадрат минорного блюза:

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы, а также вышеописанных паттернов игры в третьей позиции.

А для того, чтобы вам легче было осваивать игру на губной гармошке в третьей позиции, предлагаем вам два минуса. Один медленный, а второй в среднем темпе.

 Успехов вам в этом!