На данный момент вы должны были уже достаточно много потренироваться импровизировать в тональности до мажор, используя ноты гаммы.
Строить свою импровизацию на нотах гаммы — это хороший и проверенный метод.
Тем более, если использовать красивое звукоизвлечение, уверенные одиночные ноты, приёмы, украшающие ваше исполнение, а также отработанные бенды, то такая импровизация звучит очень профессионально.
Для многих музыкантов этого способа достаточно, чтобы записывать альбомы, играть концерты и даже собирать стадионы 🙂
Но если вы не хотите останавливаться на достигнутом и желаете продолжить развиваться в импровизации на губной гармошке, то эта и последующие интересные и полезные темы данного курса — именно для вас.
И первое, в чем предстоит нам разобраться, это устойчивые и неустойчивые звуки.
Устойчивые и неустойчивые звуки
Создавая собственные импровизации, вы наверняка заметили, что некоторые ноты гаммы в импровизации звучат лучше, а некоторые — не так красиво (хотя со временем и к ним можно привыкнуть ;).
Дело в том, что звуки в каждой тональности можно условно разделить на устойчивые и неустойчивые. В мелодиях, обычно, неустойчивые звуки разрешаются в устойчивые.
В теории музыки ноты гаммы также называют ступенями и для удобства их даже могут обозначать номерами по порядку от 1 до 7. Данная система обозначений существует наравне с другими принятыми системами наименований звуков:
- слоговой (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)
- либо буквенной (C, D, E, F, G, A, B).
На следующем рисунке изображены условные названия ступеней по критерию «устойчивости/неустойчивости», а также показано стрелками, в какие ноты разрешаются неустойчивые звуки.
Как вы можете заметить, в мажорной гамме устойчивыми ступенями (звуками) являются:
I ступень — в нашем случае это нота С (до)
III ступень — E (ми)
V ступень — G (соль).
Эти три звука в данной тональности образуют аккорд «до мажор».
Остальные ноты не такие устойчивые и, обычно, «норовят» разрешиться в ближайший устойчивый звук.
Чтобы ваша импровизация звучала хорошо, то вам необходимо играть так, чтобы устойчивые звуки приходились на сильные доли, а неустойчивые — выступали «проходящими» звуками.
Доля — это один удар «невидимого» метронома. Доли бывают сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной по сравнению со слабыми долями громкостью.
Сильная доля — это момент объединения усилий в музыке. Подготовка к сильной доле называется слабой долей. В наших примерах (где использован размер четыре четверти) сильная доля всегда приходится на первый и третий удары «невидимого» метронома.
Задание:
Научиться играть так, чтобы устойчивые звуки приходились на сильные доли.
Упражнение:
Посмотрите и послушайте аудио-визуальный пример. Вы даже можете в настройках (Settings) выделить галочкой параметр «Show chord compatibility guides» и устойчивые ноты станут выделенными.
А для репетиций используйте следующий минус, построенный на одном аккорде «до мажор».