У американцев есть такое понятие – «desert island disc» — диск, пластинка или любой другой носитель музыки, который ты возьмешь с собой на необитаемый остров. Я обожаю составлять списки, категоризировать, потому вашему вниманию представляю свой список из 61 (простите, я не смог остановиться! 🙂 ) «харперских» дисков, которые я бы взял с собой на необитаемый остров (придется захватить большую сумку!). Это мои любимые записи, которые, в той или иной степени, повлияли на меня. Каждый из этих дисков заслуживает вашего внимания, и я советую вам найти его и послушать! Некоторые альбомы я снабжу подробными комментариями, а некоторые буквально парочкой ремарок – все и так понятно! 🙂 Я старался расположить записи в хронологическом порядке, надеюсь, что так вам будет удобнее в нем ориентироваться.
- Sonny Boy Williamson (John Lee) — The Original Sonny Boy Williamson Volume 1 1937-1939. Самый первый и настоящий Санни Бой. Один из самых первых новаторов блюзовой губной гармоники. Весь современный чикагский блюз, исполняемый на губной гармонике, появился благодаря ему (фразировка, роль гармоники в ансамбле, подача). Среди его последователей Billy Boy Arnold, Little Walter, Big Walter Horton и многие другие.
- Rhythm Willie – The Greatest Harmonica Player You Never Heard 1939-1950. Говорят, даже Литтл Уолтер боялся выходить с Ритм Вилли на джэм. Уникальный музыкант, игравший довоенный блюз и джаз в очень интересной манере. Обратите внимание на его звук и манеру исполнения, порой кажется, что это кларнет, а не гармоника.
- Muddy Waters – Complete Muddy Waters 1947-1967. Мадди Уотерс не был гениальным харпером, он был гениальным бэнд-лидером, певцом, автором и новатором блюза, и блюзовой гитары. Почему это собрание так важно для любителя губной гармоники? Мадди утверждал, что гармоника – это мать блюзовой группы, потому в его ансамблях всегда играли знаменитые и классные харперы: Little Walter, Big Walter, Junior Wells ,George Smith, Carey Bell, Paul Oscher, Jerry Portnoy и др. Этот сборник – учебник по блюзовому аккомпанементу и солированию на гармонике.
- Little Walter – Complete Chess Masters: 1950-1967.Литтл Уолтер заслуживает того, чтобы каждая его запись была услышана каждым любителем блюзовой гармоники. Его вклад в развитие этого инструмента сложно переоценить. Его манера исполнения уникальна и многие современные музыканты изучают ее до сих пор. Уолтер начинал как имитатор другого гениального харпера — Санни Боя Вильямсона (Джон Ли), но вскоре сформировал свою уникальную манеру исполнения. По словам друзей и очевидцев он часто зависал в джазовых клубах и одним из его любимых музыкантов был Сонни Ститт – знаменитый джазовый саксофонист, а хорошим другом другом Gene Ammons – еще один гений джазового саксофона. Потому на протяжении всей карьеры в игре Уолтера были слышны и отголоски «старорежимной» манеры Санни Боя и совсем другая, современная игра (куча цитат и заимствований из джазовых композиций того времени, бешеный свинг и поразительная изобретательность). На этом пятидисковом сборнике – практически все, что записал Уолтер сольно для знаменитого лейбла Чесс.
- Papa Lightfoot and Sam Meyers – Harmonica Wizards 1950-е. Сборник синглов этих двух замечательных и самобытных харперов. Папа Лайтфут – это просто кладезь фраз и интересных подходов к исполнению на нашем инструменте. Обратите внимание на его версию «Oh When The Saints Go Marching In». Сэм Меерс – классик чикагского блюза и тут собраны его самые ранние записи, сыгранные под влиянием манеры игры Биг и Литтл Уолтера.
- Toots Thielemans – Man Bites Harmonica 1957. Джазовой хроматики не было бы без Тутса. Классика! Самый мой любимый его альбом
- Sonny Boy Williamson( Rice Miller, Sonny Boy Williamson II) – Down And Out Blues 1959. Абсолютная классика и мастхэв! Больше нечего добавить 🙂
- Big Walter – Soul Of Blues Harmonica 1964. Многие любят самые старые, акустические записи Уолтера, я же люблю его более поздний период. В этом альбоме есть все, что мы любим у Биг Уолтера – первая позиция, вторая позиция, старые фолк-песни, Ла Кукарача, классные блюзовые инструменталы.
- Slim Harpo — The Excello Singles Anthology 1960-е. Двухдисковый сборник интереснейшего музыканта (лаконичная и оригинальная фразировка, классные запоминающиеся песни), сочинившего огромную кучу хитов, которые исполняли все – от Мадди Уотерса до Роллинг Стоунз!
- Junior Wells – Hoodoo Man Blues 1965. В 60х годах блюз стал меняться и заимствовать элементы популярных в то время фанка и соул музыки. Свой дебютный альбом Джуниор Уеллс записал, используя все эти новшества. Обалденный состав аккомпанирующих музыкантов, интересная и разнообразная музыка. Что еще нужно?!
- Paul Butterfield Blues Band – East-west 1966. Абсолютная классика музыки 20 века, не только блюза. Новый взгляд на блюз и рок-музыку, новый взгляд на игру на гармонике (блюз, рок, джаз, психоделия – все, что можно ожидать от музыки 60х). Игра Пола Баттерфилда до сих пор, как и Литтл Уолтера, вдохновляет огромное количество музыкантов по всему миру.
- George Harmonica Smith – Of The Blues 1969. На мой взгляд, это один из самых новаторских альбомов, что был записан с губной гармоникой в 60х и 70х годах прошлого века. Тут есть и музыкальный коллаж — обращение Джорджа Смита к президенту США, и саундтрек к популярному в те годы американскому сериалу, и классика блюза, и популярная в 60х годах музыка.
- Charlie McCoy – Real McCoy 1969 Классический альбом с кантри-гармоникой! Здесь есть все, что нужно любителям этой музыки: Orange Blossom Special, Help Me Make It Through the Night, и куча других хитов. Если вас интересует эта сторона исполнения на губной гармонике – начните с этого альбома.
- Bacon Fat – Tough Dude 1971 Группа Бэйкон Фэт была знаменита тем, что в ней играли два крутейших харпера – Род Пьяца и Джордж Хармоника Смит. У Пьяцы тут немного больше материала и он очень хорош: отличные фанковые грувы, молодой задор и хорошие песни. Хороша и часть Джорджа Смита, но этот альбом остается, в первую очередь, моей любимой записью с участием Рода Пьяцы (советую послушать его дискографию подробнее).
- Geils Band – Morning After 1971. Знаменитый Мэджик Дик на гармонике, а культовый гармошечный инструментал Whammer Jammer впервые увидел мир именно на этой записи.
- George Harmonica Smith – Arkansas Trap 1971. У Смита очень небольшая сольная дискография и практически каждый диск – это шедевр. Monkey On A Limb – любимейшая вещь с этого альбома.
- James Cotton – 100% 1974 Cotton Пожалуй, это самая популярная запись Коттона. И не зря! Тут много классических вещей, много гармоники и классная подача!
- J Geils Band — Nightmares…and Other Tales from the Vinyl Jungle 1974. Классный альбом, но люблю я его из-за двух вещей Detroit Breakdown и Gettin Out!
- Powerhouse – Night Life 1975 Уникальная запись малоизвестной группы, в которой можно услышать очень интересного харпера — Pierre Beauregard. Альбом примечателен тем, что гармоника выступает тут в роли духовой секции и играет в «пачке» с саксофоном (что-то похожее делал Ли Оскар в группе The War).
- Charlie Musselwhite – Goin Back Down South 1975. Один из любимейших моих ранних альбомов Масселвайта. Очень интересная запись, где Чарли не только здорово играет, но и очень интересно подбирает материал. В альбоме много интересных моментов, например, джазовая композиция Blue Stu с известным гитаристом Роббеном Фордом на саксофоне (!!!).
- Short Stuff – Short Stuff 1976. Jim Liban – легенда губной гармоники и один из моих самых любимых харперов. Уникальная, для 76 года, запись с губной гармоникой – практически нет блюза, но есть фанк, соул, диско и даже популярная джазовая мелодия того времени.
- Norton Buffalo — Lovin’ In The Valley Of The Moon 1977. Нортон Баффало – гениальный музыкант в самом полном смысле этого слова. И этот альбом — прямое тому подтверждение! Нет музыкального жанра, в котором бы Нортон не был убедителен и виртуозен – кантри, фанк, фолк, рок. На этом диске есть все!
- Lee Oskar – Before The Rain 1978. Маст Хэв для каждого, кто хочет играть не блюз, а мелодичную музыку на диатонике. Уникальная запись, которая слушается как новаторская до сих пор.
- Big Walter Horton – Fine Cuts 1979. Ничего нового, просто поздняя и отличнейшая работа Биг Уолтера.
- George Harmonica Smith — Boogie’n With George 1982. Одна из последних прижизненных записей Джорджа. Как всегда очень разнообразная стилистически музыка на альбоме – от джазовых баллад, до Вест Коаст и Чикаго блюза.
- David Burgin — Wild Child 1984. Любимый харпер и альбом Карлоса Дель Хунко. И не зря — такой замечательный микс блюза, кантри и фолка звучит просто потрясающе! Это второй альбом, на котором участвует Burgin. Предыдущей его записью была пластинка, записанная совместно с известным слайд-гитаристом Roy Rogers. Учитывая схожесть манеры и стиля игры Дэвида и Нортона Баффало, вполне закономерно, что второй позже стал играть и записываться с Роем. У Burgin’а интересная и своеобразная манера игры, его композиции продуманы мелодически от начала до конца, он использует разные гармоники (хроматика, диатоника), усиленный и акустический звук одновременно в одной композиции — получается очень интересно. Приблизительно половину альбома составляют инструментальные темы, а на другой половине Дэвид поет (одну песню исполнил гитарист Brent Parkin). Из известных персон на альбоме замечены: Roy Rogers, Norton Buffalo (бэк-вокал), Amos Garrett и David Grisman.
- Carey Bell and Lurrie Bell – Son Of A Gun 1984. На мой вкус, лучшая запись с участием классика чикагской гармоники – Бэлла, а также его сына Lurrie на гитаре! Очень мощная подача, интересные песни!
- Mike Turk – Harmonica Salad 1986-1992. Майк — виртуоз диатонической и хроматической гармоник, а так же один из первых, кто играл с оверблоу на записи (еще до Говарда Ливи). На диске — блюз и джаз, исполненный с пониманием всех нюансов и особенностей данных жанров.
- William Clarke – Blowin’ Like Hell 1990. Если бы этот список нужно было сократить до трех дисков, этот альбом бы был среди этой тройки. Гениальная запись мастера Вест-коаст блюза!
- Norton Buffalo & Roy Rogers – R&B 1991. Потрясающий альбом двух акустических мастеров – блюз, фолк, кантри, авторская музыка. Очень красиво и виртуозно
- Paul Delay – Take It From The Turnaround 1991-1992. Сборник, состоящий из двух альбомов Дилея 90х. Пол был абсолютным гением и новатором инструмента и одинаково виртуозно владел как диатоникой, так и хроматикой. Пол записывал свою музыку, которую сложно обозначить каким-то одним жанром – блюз, джаз, фанк, соул – все замешано в этих записях.
- William Clarke — Serious Intensions 1992. Я большой фанат Вильяма Кларка, потому, моя б воля – включил бы все его альбомы в этот список (а вам домашнее задание – найти и послушать их!) 🙂
- Michel Herblin — Matin aux pommes 1992. Дебютный альбом интереснейшего французского харпера. Мне сложно охарактеризовать эту музыку. Проще сказать, что это какой-то своеобразный французский инструментальный джаз. Попробуйте найти этот альбом, и вы убедитесь в его уникальности.
- Charlie Musselwhite – In My Time 1993. На мой вкус, лучший альбом культового харпера. Альбом примечателен тем, что записан с двумя разными группами, которые имеют отличную друг от друга подачу и стилистику, а также Чарли играет несколько акустических вещей, аккомпанируя сам себе на гитаре.
- Sugar Blue – Blue Blazes 1994. Классическая запись! Сверхскоростная игра, разнообразная музыка (позднее Шуга Блю разовьет свой стиль до невиданных высот) — это то, за что любят этот альбом фанаты по всему миру!
- Gary Primich- Company Man 1997. Это был мой первый и до сих пор самый любимый альбом Примича (но я советую найти и послушать остальные!). Я очень люблю его игру и в репертуаре моей группы есть две композиции Гари.
- Paul Delay – Nice And Strong 1998. Пол продолжает развивать свой особенный музыкальный сплав. Очень крутая запись!
- Mark Ford – Mark Ford And The Blue Line 1998. Уникальный музыкант и уникальная запись. Марк – младший брат гениального гитариста Роббена Форда и свои музыкальные уроки он учил хорошо. Интереснейшая и виртуозная запись – где-то фьюжн, где-то блюз-рок и фанк. У Марка пиротехническая техника и тут он на пике своей исполнительской формы.
- Billy Branch – Satisfy Me 1999. Отличный разнообразный альбом – блюз, соул, фанк и блюз-рок. Билли подвластны все жанры, и он очень убедителен в них.
- Steve Guyger – Past Life Blues 1999. Отличнейший чикагский блюз сыгранный очень стильно и с большим знанием дела.
- James Cotton, Charlie Musselwhite, Sugar Ray Norcia, Billie Branch – Superharps 1999. Совместные джэмы от четырех, разных по стилю, мастеров губной гармоники. Что может быть лучше?!
- Dennis Gruenling – Dennis Gruenling and Jump Time 1999. Первый сольный альбом Денниса. Очень сильная запись. Инструментальный свинг и джамп-блюз с гармошкой, играющей партии саксофона. Одна из тех записей, что очень на меня повлияла!
- Carlos Del Junco – Big Boy 2001. Отличнейшая запись, раскрывающая мастерство Карлоса как музыканта!
- Paul Delay – Heavy Rotation 2001. Последний прижизненный альбом музыканта. Гениальная запись!
- Dennis Gruenling – That’s Right! 2001 Альбом, продолжающий традиции предыдущего у Денниса. Низкие гармоники, хроматика, отличный звук и чувство времени, оригинальный материал – то, что нужно для харпера!
- Gary Smith – Blues For Mr.B 2001. Очень стильный и эстетский альбом. У Смита отличный звук и вкус. Одна из моих самых любимых записей!
- Jerry Portnoy – Down In The Mood Room 2002. Джерри имеет в своей дискографии всего два сольных альбома и это второй и последний. Уникальная и интересная запись, которая очень на меня повлияла. Джаз, свинг, блюз сыгранный на диатонике с отличнейший вкусом! Отдельно стоит отметить суперскую группу аккомпанирующих музыкантов под предводительством гитариста Дюка Робилларда.
- Little Charlie & Nightcats – That’s Big! 2002. Мой любимый альбом культовой группы, в которой играет знаменитый харпер Rick Estrin. Очень стильная запись! Моя любимая вещь на альбоме – это приджазованная инструменталка Coastin’ Hank.
- Norton Buffalo And Roy Rogers – Roots Of Our Nature 2003. Последний альбом этого замечательного акустического дуэта. Мимо этого диска нельзя пройти мимо!
- Kim Wilson – Lookin’ For Trouble 2003. Если вы фанат традиционной губной гармоники – вам сюда. Ким мастер чикаского блюза, а это отличная запись с кучей интересных и уникальных фишек в игре на нашем инструменте!
- Grant Dermody – Crossing That River 2003. Очень интересный харпер, играющий, по большей части, акустически. В материале диска – блюз, фолк-музыка и немного джаза.
- Sugar Ray Norcia – Sugar Ray Norcia feat Monster Mike Welch 2003. Майк — это молодой и талантливый гитарист, но мы здесь ради Шуга Рэя. Это крепкая запись, с очень разнообразным материалом. Feeling Blue, с этого альбома, для меня до сих пор одна из самых любимых композиций, сыгранных на гармонике.
- JJ Milteau — Blue 3rd 2004. Мильто для меня всегда был мастером, умеющим практически из ничего создавать интересные и запоминающиеся мелодии в разных жанрах. Мой любимый у него альбом!
- Mississippi Heat – Glad You Are Mine 2005. Группа – яркий пример того, как развивался в течении более полувека электрический чикагский блюз. Отличная игра, разнообразный материал, а у лидера группы – харпера Pierre Lacocque очень интересная фразировка.
- PT. Gazell — Swingin’ Easy…Hittin’ Hard 2005. Любимейший альбом. Газелль играет свингующий джаз на диатонике с клапанами – отсюда уникальный звук и неограниченные возможности. Очень душевная и стильная запись! Остальные альбомы PT Gazell тоже очень хорошы, но от этого я до сих пор под впечатлением!
- Carlos Del Junco – Blues Mongrel 2005. Один из лучших альбомов, на мой вкус, в дискографии этого мастера!
- Jason Ricci — Rocket Number 9 2007. Очень мощная запись. Это современная музыка, современный подход к инструменту. Обязательно к прослушиванию, чтобы понимать, на что способная губная гармоника.
- Kirk “Jelly Roll” Johnson – Songs From The Record World 2008. Очень интересный музыкант, который использует в своей игре современные техники (оверблоу), играя при этом довольно традиционный материал – блюз, ритм-н-блюз, джаз и кантри. Очень советую этот альбом. Инструментальное удовольствие!
- Sebastian Charlier – Precious Time 2009. Себастьян играет на гармонике с немыслимым мастерством. Музыка не для каждого – довольно сложный и интеллектуальный современный фьюжн с эффектами на гармонике. Но хотя бы раз эту запись должен услышать каждый, чтобы понять, как можно играть, если долго и упорно заниматься!
- Jason Ricci – Done With The Devil 2009. Запись в лучших традициях Джейсона. Мощно и виртуозно!
- Mitch Kashmar – West Coast Toast 2016. Если вы любите Вест Коаст Блюз и свинг, то вам сюда. У Митча свой уникальный стиль, виртуозное владение инструментом и отличнейший подбор материала!