Автор статьи Сергей Пузанов
В процессе индивидуальных занятий я часто обращаю внимание наших студентов на один из важнейших факторов, влияющих на процесс и результат игры на гармонике – как правильно держать сам инструмент.
К сожалению, большинство осваивающих гармошку, совершенно не обращает на это внимание и не понимает, что неправильная позиция рук и инструмента в них не позволяет им получить желаемые результаты. Например, не удается сыграть тот или иной переход из ноты в ноту, или не получается достичь желаемого темпа композиции.
Чаще всего в этот момент человек констатирует, что «надо еще отрабатывать» или «надо больше заниматься», греша на то, что пока не получается играть бенды в мелодиях или не отработан какой-то переход между двумя нотами, отверстиями, аккордами и т.д.
На самом деле неправильно поставленные руки блокируют ваши движения, делая их скованными, неуклюжими и некомфортными в совершенно непредсказуемые моменты.
Итак, что нужно знать о правильной постановке рук на губной гармонике.
Многие из вас слышали о правильной постановке рук на гитаре, фортепиано, скрипке и последствиях не соблюдения этих правил. Одним из примеров был наш студент, который пару лет пытался самостоятельно освоить гитару, а потом пошел к преподавателю, который посмотрев на его постановку рук, сказал, что ни о какой ритм или соло гитаре речи идти уже не может, в лучшем случае получится играть на бас-гитаре.
А губная гармоника – такой же полноценный музыкальный инструмент, как и все остальные.
Позиция рук на инструменте должна быть в первую очередь комфортной. Это не значит, что раз вам неудобно держать её так, как вам показывают, надо держать, как нравится. Это значит, что надо отработать правильную позицию и довести её до комфортного и автоматического состояния.
Самый первый диссонанс у большинства возникает, когда они обнаруживают, что гармошку надо держать левой рукой, а не правой, если вы полноценный правша. Да, да, правши держат гармошку левой, а левши правой рукой.
Но есть люди, которые одинаково полноценно работают обеими руками. Тогда, чтобы понять, какую руку использовать, как основную, проведите простой эксперимент — похлопайте в ладоши. Если вы хлопаете правой рукой по левой, держите гармошку в левой руке, если же хлопаете левой рукой по правой, то держите гармошку в правой руке.
Объяснение тут простое. Вообще, гармошка держится двумя руками, одна рука ведущая, другая ведомая. Ведущая рука поддерживает инструмент, когда вы играете, используя эффекты руками, например тремоло или вау-вау, потому что эффекты вы свободно и красиво сыграете только ведомой рукой. Ведомая рука для гармошки является рабочей рукой в жизни.
Исходя из вышесказанного, правильно держать гармошку нужно двумя руками. И не обращайте внимания на видео профессиональных исполнителей на Ютубе, держащих инструмент одной рукой. Думаю, объяснять понятие «профессиональная небрежность» не стоит. Научиться нужно правильно, а потом, как хотите.
Распространенный вопрос — а почему двумя? Потому что контролировать точное перемещение между десятью отверстиями на инструменте длиной в 10 см возможно только двумя руками. Потому что перемещать нужно гармошку, подставляя к губам нужное отверстие, а не вертеть головой влево и вправо в пределах 10(!!!) см. Потому что руками мы работаем ежедневно много лет и руки легко обучаются тонким и точным движениям. А если вы возьмете зубами нитку и постараетесь попасть кончиком этой нитки в игольное ушко, которое будете неподвижно держать в руке, то вряд ли достигнете успеха. Скорее получите крепатуру мышц шеи и спины, а также нервное расстройство.
Я покажу классическую в моем понимании позицию гармошки в руках, которую я выработал, наблюдая за профессионалами.
Постараюсь максимально подробно описать это текстом и изображениями, но будьте готовы к тому, что изначально позиция может вам показаться непривычной и некомфортной. Для отработки потребуется время и внимание.
Начну с ведущей левой руки, поскольку я правша. Для левшей все будет зеркально.
В первую очередь забудьте картинки из интернета, на которых указательный палец левой руки вытянут и ровно лежит на верхней крышке:
Это, на мой взгляд, абсолютно неправильно, поскольку таким образом вся кисть руки находится в неестественно узком и напряженном состоянии. Многие из вас чувствовали онемение пальцев и кисти даже после непродолжительного занятия при такой позиции руки.
Начало правильной постановки выстраивается так.
В исходной позиции большой палец перпендикулярен (без фанатизма) кисти:
Чуть согните большой палец, ровно настолько, чтобы на него можно было уложить инструмент. При этом левый край гармошки должен чуть упираться в мягкую часть между большим и указательным пальцем:
Затем согните указательный палец, копируя жест «Окей». Обратите внимание, что указательный палец становится на самое ребро верхней крышки, а не на середину крышки или в ложбинку изгиба крышки:
Не пытайтесь сжимать гармошку между этими пальцами. Инструмент почти не имеет веса и не вырывается из рук. Основной вес на большом пальце, а указательный лишь номинально поддерживает положение.
Затем оставшиеся, не задействованные пальцы складываем в половинку рупора:
Внимание! Локоть левой руки не стоит на столе, не упирается в подлокотник кресла и не задран вверх на уровень плеча! Он полностью расслаблен и может упираться лишь в корпус вашего тела. А кисть руки не согнута в запястье и не образует прямой угол с предплечьем. Это важно!
Далее ведомая рука – правая.
Правая сторона гармошки упирается в сгиб между первой фалангой указательного пальца и кистью или в подушечку первой фаланги:
Пальцы правой руки мягко накрывают пальцы левой руки, завершая образование рупора для звука. Большой палец правой руки ложится примерно на 9е или 10е отверстие гармошки. Ни в коем случае не пытайтесь пристроить его снизу, рядом с большим пальцем левой руки, или на правый торец инструмента, или куда-либо еще. Поскольку вы пока играете в лучшем случае в нижнем и среднем регистре гармоники, этот палец не будет вам мешать, закрывая 9е или 10е отверстия. Но если вы поднялись до 7го или 8го отверстия, сдвиньте палец на торец, а когда сыграете, обязательно верните на место.
Теперь еще один важнейший момент. Верхняя крышка инструмента должна быть максимально открыта, чтобы вам было удобно захватывать её верхней губой максимально высоко. Позиция верхней губы влияет на качество звукоизвлечения и самого звука в итоге. Поэтому, слева и справа гармошка должна упираться в руки не серединой торцов, а только дальними от вас уголками, а пальцы обеих рук нужно как бы немного отогнуть наружу, от себя:
Локоть правой руки также может упираться только в корпус вашего тела, а кисть правой руки не должна сгибаться под прямым углом к предплечью.
Обращаю внимание, что кисть правой руки даже немного заходит под инструмент, чтобы максимально создать направляющий рупор для звука.
Проверить, правильно ли вы взяли гармошку, можно отпустив все пальцы. Инструмент не должен выпасть из ваших рук:
Т.е. в итоге, гармоника удерживается не пальцами, а мягко зажимается между двух рук. Пальцы остаются свободными и расслабленными, таким образом не блокируя кисти рук и позволяя свободно смещать их влево или вправо для смены отверстий. А руки целиком не устают в процессе игры.
Распространенные ошибки:
— гармошка зажата пальцами рук, руки напряжены и заблокированы;
— пальцы рук наползают на верхнюю крышку инструмента, таким образом закрывая её, мешая глубокому захвату верхней губой и цепляясь за нос;
— пальцы рук, кроме указательного и большого, «увядают», сползая вниз и закрывая рупор для звука, сворачиваются в кулак или поддерживают инструмент;
— кисти рук находятся в разведенном в стороны состоянии, блокируя движение рук и создавая в них напряжение;
— локти подняты вверх или разведены в стороны достаточно далеко друг от друга и находятся на весу;
— локти упираются в стол или подлокотники кресла.
Еще раз подчеркиваю, что выработка данной позиции требует времени и внимания. Те, кто учился играть у правильных преподавателей гитары, фортепиано или скрипки, прекрасно помнят, как сложен и важен процесс правильной постановки рук.
А сама по себе неправильная постановка является одним из тех глухих углов в обучении, из которых вы не можете в итоге выбраться и постепенно теряете интерес, поскольку прогресс останавливается в одной точке.
И еще одно. Нет коротких и толстых пальцев, маленьких рук и длинных носов. Есть нежелание выйти из зоны комфорта, чтобы получить результат.
Любое действие, которое мы выполняем с вниманием, многократно повторяя с течением времени, постепенно начинает забирать всё меньше концентрации, напряжения, и становится незаметным, привычным и автоматическим.
Автор статьи Сергей Пузанов.
Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.
Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.