Бенды на губной гармонике. Сколько видео снято, рекомендаций написано, советов дано. Но, как ни странно, при всем обилии информации об этой технике, у 99% обучающихся бенды вызывают невероятные, порой просто непреодолимые сложности.
На мой взгляд, именно из-за бендов большинство считает губную гармонику сложным в освоении инструментом, поскольку полноценно играть без бендов можно разве что на тремоло гармонике. Но там жесткая привязка к народному репертуару и простым композициям. А большинству из вас хочется блюза, джаза, хочется драйва, который возможен только на диатонической губной гармошке при помощи бендов.
Сам термин «бенд» происходит от английского глагола «bend» — «гнуть» или «сгибать». В плане звука, бенд — это понижение ноты на губной гармонике. А на деле бенды — это те ноты, которые достигаются путём техники бендинга. То есть «научиться играть бенды» означает освоить данную технику, которая одинакова для бендовых нот на любом отверстии. Бенды бывают на вдох и на выдох. На вдох их можно получить на первом, втором, третьем, четвертом и шестом отверстиях гармоники, а на выдох — на восьмом, девятом и десятом.
Самый удивительный, восхитительный и при этом трагичный момент заключается в том, что когда человек осваивает эту технику и начинает легко использовать бенды в игре, с течением времени, он совершенно перестаёт понимать, как это происходит. Трагичность в том, что практически никто не может правильно объяснить этот процесс, рассказывая о каком-то контроле воздушного потока, языка, горла, настройке правильного дыхания и т.д. К «дыханию на губной гармонике» у меня вообще отдельное отношение, но это другая тема)
То есть вас просто не могут правильно научить технике бендинга, т.к. нет единого мнения, единой теории и методики. А всю массу информации предлагают систематизировать, перепробовать на себе и самостоятельно найти тот способ, при котором у вас получится. Это конечно катастрофа.
Пожалуй, ни один музыкальный инструмент в мире не может похвастаться столь запутанной, разрозненной и в большинстве своём откровенно безрезультатной методикой обучения.
Я утверждаю, что бенды — это легко, не сложнее обычных нот на вдох или выдох.
Дам вам несколько подсказок.
Бенды делаются не в губной гармошке, они создаются внутри вас.
Бенды не физическое действие, а интуитивное. То есть понижать звук изначально надо в вашем сознании, имитируя голосовым аппаратом понижение собственного голоса, а не прикладывая физические усилия к воздушному потоку и что-то там напрягая и перемещая.
Пытаться запомнить специальную позицию языка, нёба, горла, гортани и т.д., дело совершенно не благодарное, поскольку мы не роботы и этих мышц мы не видим глазами, а только чувствуем. Гораздо проще запомнить образ звука в сознании, как например мы запоминаем произнесение определенных букв в иностранном языке. При произнесении или имитации этих звуков все мышцы срабатывают автоматически, подчиняясь команде вашего сознания.
Чтобы получить бенды на губной гармошке, их нужно слышать в голове и уметь понижать звук свистом, шепотом или просто мычанием себе под нос. Если вы не различаете звуки по высоте, это надо тренировать, иначе бенды не получатся.
Доказательством всего сказанного выше является то, что у тех из вас, кто уже учится делать бенды, скорее всего, были моменты, когда бенд вдруг получался легко и чисто, но вы совершенно не могли объяснить, как это произошло и не могли потом это повторить.
Если вы уверенно играете одиночными нотами, попробуйте получить бенд на первом отверстии следующим образом.
Подойдите к зеркалу и, вытягивая губы вперёд, шёпотом на выдох спойте переход из буквы А в басовую букву О. Обратите внимание, как при этом сработает мимика вашего лица.
Возьмите гармошку правой рукой и мягко обхватите отверстие вытянутыми губами, так чтобы верхняя губа накрывала почти всю крышку инструмента, а сам инструмент находился под углом вверх.
Создайте звук чистой ноты на вдох, не вдыхая воздух через гармошку, а имитируя шёпот буквы А глубоко внутри горла. Затем, не останавливая звук, а усиливая громкость шёпота, плавно перейдите на басовую букву О, как бы уводя шёпот еще глубже в себя. Позвольте мимике лица повторить то, что вы увидели в зеркале.
Если вы все правильно сделали, у вас получится бенд на первом отверстии. Главное, не вслушивайтесь в процессе в звук гармошки, а всем сознанием и мимикой имитируйте пение шёпотом, как делали бы это без гармошки.
Не расстраивайтесь, если сразу не получилось, пробуйте еще, внимательно следя за процессом собственных действий. Это обязательно даст результат.
Первой проблемой для лёгкого и качественно получения бендов является недостаточно глубокое звукоизвлечение и попытки влиять на гармошку сильным воздушным потоком, заставляя её выдать пониженный звук.
Вся моя методика изложена в курсе Бенды на губной гармонике в виде последовательных, подкрепленных видео, текстом и аудио примерами заданий для поэтапного освоения бендов на вдох. Ну и, конечно, индивидуальные занятия дают самый быстрый и самый эффективный результат, поскольку я корректирую ваши попытки в реальном времени и помогаю обойти распространённые ошибки в обучении.
Автор статьи Сергей Пузанов.
Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.
Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.