Научиться играть в разных позициях на губной гармошке означает научиться играть в разных тональностях.
Многие ошибочно полагают, что имея губную гармошку в тональности, например, «до мажор» они смогут играть только и исключительно композиции в данной тональности. Но это распространенное убеждение вообще не соответствует действительности.
На губной гармошке можно сыграть в абсолютно любой тональности, только в некоторых тональностях (позициях) сделать это будет легче, в других — сложнее.
Всего в музыке существует 12 тональностей — ровно столько сколько и нот. Все мы знаем 7 основных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (которым соответствуют белые клавиши на фортепиано), но между некоторыми нотами есть еще дополнительные ноты. Возможно вы о них тоже слышали: до диез, ми бемоль, фа диез, ля бемоль, си бемоль (им соответствуют чёрные клавиши на фортепиано).
Итак: сколько нот — столько существует и тональностей.
Абсолютно любую мелодию можно сыграть в любой тональности: в одной тональности она будет звучать по одному, в другой тональности она будет звучать выше, в третьей — она может звучать ниже (басовыми звуками). Но сама мелодия от этого не меняется и останется узнаваемой. Если бы вы услышали гимн своей страны спетый мужским басом, или женским высоким голосом, сам гимн бы от этого не поменялся — поменялась бы только тональность.
На губной гармошке, хоть и можно сыграть в абсолютно любой тональности любую композицию, в определённых позициях (тональностях) это сделать намного комфортнее и легче (удобное расположение нот на губной гармошке), в других же позициях (тональностях) это сделать достаточно неудобно, да и звучит не слишком красиво (позиции, в которых очень неудобное расположение нот и где встречается много овербендов).
Так сложилось, что на губной гармошке «удобных» позиций (тональностей) всего шесть, то есть учить прийдётся в два раза меньше тональностей 🙂
Кроме того у каждой мажорной тональности (в которых исполняются более весёлые мелодии) есть своя, так называемая параллельная тональность, которая является минорной. Ноты этих тональностей абсолютно одинаковые. Единственное отличие мажорной позиции от минорной — это основная нота тональности (об этом подробно будет рассказано в статье с описанием всех гамм).
То есть гармонисты используют всего шесть позиций и к тому же половина из них — это мажорные тональности, а вторая половина — это параллельные (то есть абсолютно одинаковые по составу нот) минорные тональности.
В результате нам необходимо выучить всего навсего три основных звукоряда и тогда мы сможем играть на одной гармошке аж в шести позициях, то есть тональностях.
Если вдруг нам понадобиться сыграть композцию в той тональности, которую наша губная гармошка не будет «покрывать» (то есть играть в этой позиции будет неудобно), то нам достаточно будет взять губную гармонику другой тональности и сыграть эту композицию в комфортной для нас позиции (тональности).
Гармонисты привыкли называть тональности словом «позиция», более того мы ещё их пронумеровали.
Сейчас мы рассмотрим самые удобные позиции на губной гармошке:
На губной гармошке «до мажор» удобно будет играть в следующих тональностях (позициях):
1) в первой позиции, то есть в тональности «до мажор», а также в параллельной ей тональности — «ля минор» (четвертая позиция).
2) во второй позиции, то есть в тональности «соль мажор», а также в параллельной ей тональности — «ми минор» (пятая позиция).
3) в двенадцатой позиции, то есть в тональноси «фа мажор», а также в параллельной ей тональности — «ре минор» (третья позиция).
Для того, чтобы легко начать играть в каждой из этих позиций (тональностей), необходимо поиграть и привыкнуть к порядку и расположению нот в гамме той или иной тональности.
Помимо этого, играя в разных позициях композиции, вы неосознанно приучаете себя к расположению нот той или иной тональности.
В этом курсе мы подготовили 20 известных композиций, в различных музыкальных стилях. Каждую из этих композиций, в зависимости от того мажорная она (весёлая) или минорная (грустная) можно сыграть в трёх разных тональностях (позициях).
Если композиция мажорная (весёлая), то её можно сыграть в первой (до мажор), второй (соль мажор) и двенадцатой позиции (фа мажор).
Если композиция минорная (грустная), то её комфортно будет играть в одной из минорных тональностей: третьей позиции (ре минор), четвёртой (ля минор), либо пятой позиции (ми минор).
Рекомендуем разобрать и выучить все эти композиции во всех описанных позициях и тогда вы очень хорошо начнёте разбираться в каждой из шести позиций, в которых легко играть на губной гармошке.
Но перед тем, как вы приступите к изучению композиций, рекомендуем вам поиграть гаммы этих шести тональностей.
Переходите к статье с описанием всех гамм и тональностей и поиграйте гаммы каждой из шести позиций, минуя остальные менее удобные позиции (хотя никто вам не запрещает попробовать разобраться и с другими тональностями 🙂 ).