Дыхание – важнейший элемент при игре на любых духовых музыкальных инструментах. Но важно не само дыхание, а то КАК мы дышим.
В некоторых духовых инструментах предусмотрено использование мехов (устройств для нагнетания воздуха). Такие меха применяются, к примеру, в волынке, оргАне, аккордеоне и т.д.
Главная функция мехов – подавать постоянный, стабильный и равномерный поток воздуха.
Губная гармошка – не исключение. В этом музыкальном инструменте мехами выступает наше тело (а точнее – лёгкие), а нагнетающим воздух элементом – диафрагма – куполообразная мышца между грудной и брюшной полостями.
Наше тело наилучшим образом выполняет функцию мехов тогда, когда оно работает как шприц.
Представьте, что наше тело – это большой шприц, где диафрагма выступает поршнем. Двигаясь вверх и вниз, диафрагма способствует наполнению лёгких воздухом и их опустошению.
Различают несколько типов дыхания: диафрагмальный и грудной.
Диафрагмальное дыхание (брюшное/нижнее, или как его ещё называют – дыхание животом) является наиболее оптимальным для тех, кто играет на губной гармошке.
Благодаря диафрагмальному дыханию мы получаем равномерный и стабильный поток воздуха, а также полностью задействуем самый главный резонатор – наши лёгкие.
Посмотрите как происходит диафрагмальное дыхание.
Диафрагма начинает двигаться (как поршень шприца) вниз. Лёгкие начинают движение за диафрагмой и их объём увеличивается. Именно в этот момент мы вдыхаем воздух, который заполняет лёгкие. Затем диафрагма возвращается в своё обычное состояние, то есть начинает двигаться вверх. При этом объём лёгких уменьшается и мы выдыхаем (сравните с движением поршня в шприце).
Во время вдоха диафрагма начинает немного “давить” на кишечник и внутренние органы, находящиеся в брюшной полости, и поэтому видимым “результатом” правильного диафрагмального вдоха является увеличение живота, который как будто бы начинает надуваться. Многие ошибочно полагают, что это “выпирает” воздух из живота.
При правильном диафрагмальном вдохе нижние рёбра также могут заметно раздвигаться в стороны за счёт того, что наполняются воздухом нижние доли лёгких.
Другой известный тип дыхания – грудной.
При грудном типе дыхания дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка расширяется и слегка приподнимается во время вдоха, сужается и несколько опускается при выдохе.
При грудном дыхании нижние доли лёгких почти не задействованы, что существенно ограничивает качество и объёмность звука во время игры на губной гармошке, так как не использован весь возможный объём акустического резонатора, каким выступают лёгкие.
К тому же грудное дыхание возникает благодаря работе межрёберных мышц и поэтому оно является более форсированным и неравномерным (сравните равномерность подачи воздуха при сдавливании тюбика с возможностью плавной подачи воздуха из шприца).
Итак, для игры на губной гармошке лучше всего использовать диафрагмальное дыхание.
Благодаря такому типу дыхания:
- вы перестанете задыхаться, исполняя даже самые сложные композиции,
- вы сможете уверенно (и самое главное красиво) управлять динамикой звука: играть тише/громче, плавно выводить звук от тихого к громкому звуку и наоборот.
- при диафрагмальном дыхании качество вашего звучания во время игры на губной гармонике станет намного лучше, чем при использовании грудного дыхания.
Несколько рекомендаций:
- отследите, каким типом дыхания дышите вы,
- начните сознательно обращать внимание на то, как вы дышите во время игры на губной гармонике,
- тренируйте диафрагмальный тип дыхания не только во время игры на губной гармонике (это можно делать в любой спокойной обстановке — сидя за партой/рабочим столом/стоя или сидя во время поездки в общественном транспорте.)
- начните сознательно дышать именно диафрагмальным типом дыхания во время игры на губной гармошке.
Начав развивать и использовать во время игры на инструменте диафрагмальное дыхание, вы шагнёте на новую ступень своего развития в игре на этом прекрасном инструменте, а в качестве побочного эффекта вы получите огромную пользу для вашего здоровья!
Успехов вам!