Вы, наверное, уже заметили, что некоторые ноты на хроматической губной гармошке дублируются. Дублируются во всех октавах нота «фа» и нота «до». Например, ноту «фа» можно сыграть на 6 дырке – вдох, и эту же самую ноту можно сыграть на 6 дырке — выдох + нажатый слайд. Одну и ту же ноту можно сыграть двумя способами, а ноту «до»- даже тремя способами! И это здорово!
Некоторые быстрые пассажи, быстрые произведения можно сыграть, только заменяя аппликатуру. Например, в начале фразы сыграть ноту «фа» одним способом, а в конце фразы уже другим. Все зависит от того, что последует после ноты «фа». Например, вы играете фразу и после ноты «фа» будет нота «ля», то проще сыграть ноту «фа» на 6 дырке — вдох, потому что нота «ля» берется тоже на вдохе. А вот, если после ноты «фа» будет нота «ля бемоль», то проще сыграть ноту «фа» на 6 дырке + нажатый слайд на выдох, потому что следующая нота «ля бемоль» берется на выдохе. Это относится только к очень быстрым пассажам.
В медленном темпе, в принципе, на хроматической губной гармонике можно играть по — любому. Считается, что основная аппликатура это, когда вы играете ноту «фа» на 2, 6, 10 дырке — вдох. Для ноты «до» основная аппликатура это 1, 5, 9 дырка — выдох. Правильнее, в медленном темпе играть «фа» и «до» в основной аппликатуре.
Проиграйте упражнения в максимально быстром темпе, используя разные способы взятия ноты «фа» и ноты «до» и вы поймете основной принцип замены нот.
Об авторе
Самоучитель игры на хроматической губной гармошке. Автор Михаил Гапак.