От простого к сложному
Будьте последовательны: продвинутыми музыкантами не рождаются, а становятся после долгих тренировок. Сначала освойте азы правильного дыхания, научитесь правильно извлекать чистые одиночные ноты на губной гармошке, потом переходите к бендам, играйте мелодии, а уже потом можно подходить к основам импровизации и сложным ритмам. Мастерство приходит незаметно.
Пусть игра на губной гармошке доставляет вам радость
Главный принцип музыкальной педагогики, как и медицины: «Не навреди!». Иногда избыток упражнений может вызвать утомление и неприязнь к инструменту. Лучше выучить одну вещь качественно, чем браться за несколько и испытать разочарование. Заканчивайте свое занятие тогда, когда вам еще хочется заниматься.
Берегите гармонику – и она ответит вам взаимностью
Губная гармошка не любит резких температурных перепадов и сырости. Рекомендуется перед игрой нагреть гармонику в руках до температуры человеческого тела. Для продления жизни гармошки нужно ее носить в чехле, играть мягко и стараться не ронять. Время от времени инструмент необходимо вытряхивать, удаляя накопившуюся слюну и частички грязи. Тогда она долго будет радовать вас своим звучанием.
Занимайтесь на своей гармонике регулярно
Старайтесь каждый день уделять внимание игре на гармонике, хотя бы по 15 минут. Редкие, но продолжительные занятия принесут меньше пользы.
Руки – рабочий инструмент каждого гармониста
Начинающим рекомендуется играть с открытыми ладонями. Но исполнители с опытом должны знать, что тембр губной гармошки во многом зависит от объема камеры, которую вы создаете ладонями. Желательно плотно сжимать ладони, создавая препятствие для воздуха. Попеременно открывая и закрывая камеру, вы создаете эффект тремоло, применяемый к длинным нотам, особенно в конце музыкальных фраз. Также интересен квакающий звук (вау-вау), получающийся при изменении положения рук.
Не звучит второе отверстие на вдох? Вы не один!
Начинающим часто тяжело на вдохе извлекать звук из второго отверстия губной гармошки. Объяснение этому — неправильное дыхание. Часто доходит до смешных случаев, когда человек приносит губную гармошку обратно в магазин и требует ее заменить… Прямо в магазине пробует другие гармоники и тут оказывается, что буквально все гармоники «какие-то бракованные».
Совет: чтобы убедиться, что с гармоникой всё в порядке, сыграйте ноту на втором отверстии, одновременно вдыхая также и носом. Заиграла? О чудо! Но чтобы все-таки научиться правильно дышать, а это чуть ли не самое главное в игре на губной гармонике, над этим надо будет поработать.
Губная гармошка требует уважения
Играть на гармошке необходимо по возможности стоя. Только так можно дышать правильно: выпрямиться, расправить плечи, расслабить тело и дать поработать диафрагме.
Работайте над бендами на губной гармошке
Определенные сложности могут возникнуть при исполнении промежуточных бендов на втором и третьем отверстиях. Звук может стать глухим и сиплым. Ищите оптимальное положение языка, которое заставит бенды звучать сочнее и выразительнее.
Развивайте чувство ритма
Наличие природного чувства ритма – это неплохо, но от работы над ритмическим рисунком произведения это вас не освобождает. В этом вам поможет обычный метроном. Аналоги метронома, кстати, легко найти в Интернете. Добившись определенных успехов, осваивайте сложные виды ритма, учитесь на слух определять размер музыкальной композиции.
Нужно продуманно распределять нагрузку
Оптимального результата можно добиться, если грамотно прилагать усилия к музыкальным занятиям на губной гармошке: репетировать упорно, но с перерывами, не доводя себя до изнеможения. Иначе гармоника может быстро надоесть начинающему гармонисту. Мгновенных успехов ожидать не стоит: все музыкальные инструменты требуют от нас терпения и регулярных занятий. Получайте удовольствие от игры – это поможет вам достичь совершенства.
Губная гармошка. Всегда под рукой.
Губная гармоника достаточно удобна, чтобы носить ее с собой постоянно. Тренироваться можно в любую свободную минутку: вы будете прогрессировать на глазах и через несколько месяцев не узнаете себя.
Музыка ищет слушателя
После нескольких недель занятий на губной гармошке, когда вы уже справляетесь с несколькими несложными произведениями, попробуйте сыграть там, где есть люди: на крылечке перед домом или в городском парке. Так вы постепенно приучите себя не бояться публичных выступлений и подготовитесь к своему первому выступлению.
Не гонитесь за количеством в ущерб качеству
Лучше знать всего несколько мелодий, но исполнять их хорошо, чем десяток – посредственно.
Добивайтесь красивого звучания
Работайте над техникой с самого начала занятий. Осваивайте бенды – приемы понижения звука, используйте их грамотно и уместно. Это самый технически сложный прием игры, на изучение которого могут уйти месяцы: помните о терпении.
Старайтесь держать губную гармонику глубже во рту
Губы не прижимают к гармошке, а плотно обхватывают ее. При этом соприкасается с инструментом только внутренняя, влажная поверхность губ. Сначала это покажется сложным, но вскоре вы научитесь играть одиночные ноты, держа гармошку глубоко во рту. Чем глубже вы обхватываете губную гармошку, тем лучше и «мясистее» ее звук.
Совершенствуйте свою технику
Один из хороших способов развивать свое мастерство игры на губной гармошке – регулярно играть гаммы в разных позициях (тональностях), а также различные упражнения.
Избегайте ошибок в исполнении
При регулярном повторении одной и той же ошибки ваша мышечная и, связанная с ней моторная память, запоминает неправильную информацию, и исправиться потом будет достаточно сложно. Поэтому старайтесь играть на губной гармошке в медленном темпе, но правильно, так мышцы запомнят верную позицию и качество вашей игры улучшится.
Развивайте музыкальную память
Если вы начали разучивать мелодию по табам или нотам, постарайтесь в какой-то момент оторваться от них и обратить внимание на интонацию. Играйте по памяти, вкладывайте душу в это произведение. Пусть не с первого раза, но обязательно должно получиться. Одновременно будет развиваться музыкальный слух, и с каждым разом запоминать фразы будет все легче.
Напевая мелодию, вы запоминаете ее
Еще один способ облегчить запоминание – пропеть или просвистеть мелодию, протопать или прохлопать ритм. Если не получается, тренируйтесь еще.
Импровизация – следующая ступень мастерства
Вы уже научились быстро запоминать мелодию, теперь пришло время разнообразить ее, добавляя импровизацию. Прочтите статью «Как играть блюз на губной гармошке» и… главное, чтобы результат вам нравился.
Оригинальная манера игры и точное звучание
Главное для мастера – хорошее чувство ритма и качественный звук. Свою индивидуальность вы можете проявлять в вариациях на тему мелодии, но звучание должно быть безупречным.
Найдите образцы для подражания
Игра виртуозов – лучший учебник для начинающих исполнителей. Носите с собой не только гармошку, но и аудиозаписи любимых мелодий и музыкантов. Слушайте их, когда позволяют обстоятельства.
Композиции для гармоники – не только блюз
Многие музыканты, как правило, используют гармонику для исполнения блюзовых мелодий. Однако блюз – далеко не единственное поле для применения губной гармошки. Есть и другие направления: джаз, классика, рок, бардовская песня, даже попса, русская, немецкая, ирландская, скандинавская народная музыка – выбор огромен. Расширение репертуара поможет вам в полной мере овладеть техникой игры на этом инструменте. Кроме того, у вас могут появиться новые поклонники.
Есть и другие инструменты
Для более глубокого понимания природы музыки попробуйте овладеть еще одним инструментом. Лучше всего подойдет гитара, ведь она часто сопровождает выступление гармониста. Профессиональной игры не требуется, достаточно научиться играть для собственного удовольствия. В дальнейшем это поможет вам лучше взаимодействовать с партнерами-музыкантами.
Объединяйте фразы на губной гармошке
Короткие мелодические фразы повторяются, объединяясь в более длинные. Не стесняйтесь вставлять собственные мелодии, запоминайте то, что получилось, и продолжайте играть в измененном виде.
Губная гармоника любит компанию
Соло на гармошке звучит замечательно, но действительно раскрыть ее потенциал можно только в сопровождении других инструментов. Обычно это гитара. Примечательно, что из двух не очень умелых музыкантов может получиться неплохой дуэт: совместные репетиции служат отличным стимулом для работы над техникой.
Управляйте динамикой звука
Если начинающие стремятся к максимальной громкости и четкости звука, то более опытные музыканты стараются добиться ясности звучания при тихой игре. Варьирование громкости способствует раскрытию потенциала инструмента. Работа с ритмом и звуковой динамикой – задача на перспективу для совершенствующегося исполнителя.
Учитесь играть в коллективе
Вы уже неплохо играете и импровизируете, и вот результат: вас приглашают в музыкальный коллектив. Игра в группе проходит по особым правилам: нужно ждать момента, когда можно солировать, не перебивая других. Признак мастерства гармониста, выступающего в ансамбле, заключается в умении сотрудничать. Если вы будете предоставлять другим право выступить, сами тоже в стороне не останетесь.
Обсуждайте свою игру с коллегами
Старайтесь прослушивать записи своей игры в ансамбле, составлять собственное мнение, а потом просите высказаться других музыкантов. Эта практика поможет вам осознать свою роль в ансамбле: солируете вы, выступаете в промежутке между вокальными фразами или исполняете проигрыши. Правильно понятые критические замечания только способствуют самосовершенствованию.