Интервью с Китом Данном (Keith Dunn)

Насколько нам известно, Вы начали играть на гармонике в 12 лет и привлекло Вас к этому маленькому инструменту именно его мощное звучание. Расскажите, с чего для Вас все началось? И что сегодня является для Вас идеальным звучанием?

Что ж… идеальное звучание ещё не было найдено, я думаю. Полагаю, мы всегда находимся в поиске идеального звучания и это ключевой момент. Каждый вечер разный — и это своего рода вызов. Условия на каждом концерте разные, звук на сцене… То есть соответственно сложнее контролировать звук из-за постоянно меняющихся условий. Как звук в этом помещении, например. Поскольку потолок низкий, звук хорошо резонирует. Но если бы потолок был немного повыше, это возможно изменило бы звук. И тут было бы слишком большое эхо. Низкий потолок сжимает звук, как шумоподавляющий компрессор. Это даст вам специфический звук. Звук — это то, в поиске чего ты постоянно находишься и постоянно пытаешься улучшить.
Возвращаясь к первой части вопроса, с чего я начинал… Я начинал играть акустически. И опять возвращаясь ко второй части вопроса — к звуку, что сделало мой звук, возможно, отличающимся от остальных, это то, что я начинал играть акустически. Я не играл с усилителями где-то лет 5-6, а может и дольше… Что это значит? Это значит, что я научился как использовать руки, чтобы получить разный тембр в зависимости от различного положения гармоники… И как регулировать громкость… Я долгое время практиковался один, вместе з записями.
Такие люди, как: Sonny Boy I (John Lee Williamson)… Junior Wells… Sonny Boy II (Rice Miller). Это те люди, которые особо не полагались на усилители. Sonny Boy I не использовал его вообще, Sonny Boy II собственно тоже, хотя и были попытки, Junior Wells многие вещи играл акустически и даже используя усилители, он ориентировался на более акустический звук, в отличие от того же Little Walter. Это то, что повлияло на мое развитие и подход к губной гармонике… Я провел очень много времени один в своей комнате практикуясь.

Кто больше всего повлиял на Ваше музыкальное становление?

Это был местный музыкант в то время, спортивный коллега можно сказать… Мы вместе играли в футбол и бейсбол, были в одной бейсбольной команде в школе. Именно там мы познакомились. Его звали Stanley Steel, он был старше меня на два года… Я помню были летние каникулы… Вернувшись после летних каникул, он играл на гармонике. И мне очень понравилось, как звучит этот инструмент и я сказал: «Вау, парень, научи меня…». И мы пошли в музыкальную лавку… на Вашингтон-стрит, Бостон, Роксбери, где я вырос. И я купил ее — Hohner 1864 Marine Band в тональности «До» (С), за $2,41, как сейчас помню.

Как бы Вы описали человеку, совершенно незнакомому с музыкой, что такое блюз? Или чей альбом посоветовали бы послушать, чтобы понять суть этой музыки?

Что такое блюз? Это музыка, это чувство, это ритм. Для меня очень важным является ритм музыки… Синхронность, каденция и т.п. Это те вещи, которые важно отметить. Кого бы я посоветовал послушать, чтобы понять блюз? Возможно T-Bone Walker, для начала будет хорошо. B.B. King конечно же, Sonny Boy Williamson I, и Sonny Boy II, обоих Sonny Boy. Dinah Washington, Billie Holiday, Louis Armstrong.

На протяжении своей карьеры Вы играли в разнообразнейших форматах (выступали сольно, в дуэте, трио и т. д.). В какой обстановке (больших залах, маленьких, в студии или соло) Вы предпочитаете выступать, где наиболее комфортно себя чувствуете?

Среди всего, наверное, больше всего в студии, если говорить об искусстве звукозаписи. Мне очень нравится процесс записи. Это потрясающая вещь! Ты начинаешь из ничего и заканчиваешь, надеюсь, отличным альбомом. Это то, что я люблю больше всего. Я также очень люблю живые выступления, но… Причина, почему запись — это здорово в том, что запись ты можешь контролировать, у тебя всегда есть возможность что-то переиграть заново… Ты можешь сделать многое с записью… Вызов живых выступлений в том, что все происходит сейчас, и у тебя только один шанс сделать это. И иногда ты играешь песню и осознаешь — ты мог бы сделать это лучше или хотел бы сделать это лучше. Говоря о живых выступлениях, мне очень нравится выступать в биг-бэндах, с духовой секцией, фортепиано. Вы можете очень много всего натворить. Сейчас мне очень нравится «набор» из двух гитар, барабанов и гармоники. Ближе к транс-блюзу, который я играю последнее время.

В современном музыкальном разнообразии, где преобладает поп-музыка, разные электронные ремиксы и т.д., Вы продолжаете играть в очень традиционном стиле. На Ваш взгляд, сложно ли традиционной музыке выживать в наше время, и не думаете ли Вы о музыкальных экспериментах?

Да, безусловно. Исполнителям традиционной музыки приходится сегодня сложно. Это правда. Но говоря о себе, я не скажу, что я не интересуюсь другими музыкальными жанрами. Я слушаю разную музыку… По поводу экспериментов… Я могу экспериментировать в рамках жанра, полагаясь на разные грани блюза. Хотел бы я сыграть поп или что-то подобное? Не думаю. У меня не возникало такого желания. Я люблю такую музыку, слушаю, я все слушаю, но для меня… То что я делаю, я наслаждаюсь вызовом — заставить композицию, которую ты играл сотню раз, или даже тысячу раз, звучать каждый раз по-другому для себя. Она должна восхищать меня самого, исполнение не должно утомлять, надоедать мне самому. Другими словами, моя музыка основывается на блюзовой структуре. И я использую строение песни как трамплин к импровизации. В этом смысле я использую подход би-боперов, который они применили к джазовым стандартам. Это мое видение композиций. Я пытаюсь играть что-то отличающееся. Я даже не задумываюсь, чтобы играть по-другому. И я знаю, что каждый раз играю по-другому. И некоторых музыкантов это сводит с ума, потому что они хотят четкую структуру, все время одну и ту же, и они говорят: «Чувак, ты играешь не так как прежде». А для меня в этом и есть весь смысл.

С самого начала Вы выбрали Hohner (Вашим первым инструментом была Hohner Marine Band), а затем, после многих лет Hohner выбрал Вас в качестве представителя гармоник своего бренда. Расскажите, пожалуйста, как долго Вы работаете с Hohner, какая модель гармоники любимая и почему?

Я работаю с Hohner с 1998-99 года… Уже достаточно долгое время. В то время я использовал модель Big River. В ранние годы, будучи представителем бренда, я переключился с Marine Band на Big River, потому что Big River немного отличается. Другой звук, более длинные язычки. И, по моему мнению, контроль качества модели Big River тогда был значительно лучше чем Hohner Marine Band. Это изменилось потом, и Marine Band снова значительно улучшились в качестве. И около 8 лет назад у компании Hohner появилась идея апгрейда модели Marine Band. И они опросили губных гармонистов, в числе которых были Kim Wilson, кажется, Howard Levy, Steve Baker конечно, Antonio Serrano еще вроде бы, Rick Estrin, Joe Filisko и я. Нас спросили, что бы мы хотели видеть в новой модели гармоники Marine Band. Они приняли наши предложения. Много было сделано в кастомизации модели с помощью Joe Filisko, который, я считаю, является лучшим кастомайзером. И Steve Baker, который двигает вперед развитие гармоник. И всегда очень вовлечен в процесс создания гармоник в Hohner. И в результате совместной работы на фабрике была создана новая модель Hohner Marine Band Deluxe.

Занимаетесь ли Вы кастомизацией собственных инструментов? Ваш взгляд на кастомизацию.

Для меня кастомизация была необходимостью, чтобы сделать специфические корректировки в своей гармонике, до модели Marine Band Deluxe. Я люблю, чтобы расстояние между язычками и платами были минимальными, близко к пластинам, так что мне не нужно играть слишком громко, чтобы воспроизвести звук. Легкий выдох — и я получаю звук. Что важно для меня — возможность сделать это… Вы можете сами кастомизировать… В 90-х я больше с этим сталкивался. Например, гармоника, которую вы можете услышать на моем сольном альбоме в композиции «Trouble Is Going On» я сам кастомизировал, тональность Ре минор (D minor). Я думаю, что кастомизация — это отличная вещь, которая приглашает поиграть что-то другое. Должен ли каждый это уметь? Нет. Но я думаю, это хорошо — знать, как починить ваш инструмент, собрать/разобрать, сохранять в чистоте. Если вам интересно исследовать инструмент — это очень познавательно и занимательно для каждого, и вы можете делать простую кастомизацию, это здорово.

Расскажите немного о том, как Вы добиваетесь такого мощного и в тоже время мелодичного звучания.

Вы знаете, это очень сложный вопрос. Ну хорошо. Если смотреть на мое развитие… То, о чем я еще не упомянул в ответах на вопросы ранее, в ранние годы я слушал очень много джаза. И играл, и пел (даже не играл на гармошке), но пел в джазовых, свинговых бэндах, биг-бэндах, такого типа как у Count Basie, например. Duke Ellington, «straight jazz» как у Thelonious Monk, джазовые стандарты. Так что я всегда слушаю мелодию. Мелодия всегда была чем-то, что звучит у меня в голове и её звук всегда для меня очень важен.
У меня был учитель музыки… В ранние годы моего становления. Это очень важно для меня. Я должен был упомянуть его имя ранее, он сильно повлиял на мое развитие и его зовут David Maxwell, который был великолепным пианистом и работал с такими людьми как Muddy Waters. Он научил меня. Он расширил мое представление о возможностях звука, сказав: «Звук — он везде». Он приносил мне, давал мне слушать записи пения птиц, например. Мне нравилось их слушать… Записи пения горбатых китов, поездов, записи шума городского транспорта. Музыка – везде. Я тоже начал думать в таком направлении. Он был прав. Я стал слышать мелодию во всем. Я дошел до того, что когда дети в школе входили в класс, я мог сказать, кто именно вошел по звуку топота. И я удивлял этим весь класс, так как действительно точно определял. Таким образом, звук всегда являлся для меня очень важным.
Я всегда думаю о звуке прежде всего, когда создаю свою музыку. А также тон для меня тоже очень важен. Как я уже говорил, поскольку я не использовал вначале игры микрофон, играл без усилителей, я научился как самому контролировать и создавать определенный звук. И… еще одна важная вещь. Я левша. И большинство людей держат гармонику в левой руке, создавая камеру правой. Я же держу ее наоборот — в правой руке, создавая камеру левой. Это значит, напротив низких отверстий получается большая камера, чем при обычном положении гармоники. Например, вот как я держу гармонику… А большинство людей держат гармошку вот так… Я получаю очень плотный звук на нижних отверстиях… В то время как большинство получают такой…

Оборудование.

Итак, Hohner Marine Band Deluxe и различные микрофоны. У меня есть микрофон Astatic, выпуска конца 80-х. Микрофон, который Kim Wilson дал мне, я до сих пор его использую. Я также начал использовать… У меня есть много менее дорогих микрофонов, которые я использую. Опять же, каждый микрофон очень отличается в звучании. И некоторые микрофоны звучат лучше с другими усилителями. Поэтому я использую разные микрофоны. Две-три разные модели.
Если говорить об усилителях, то мой выбор — это Fender из серии усилителей Blackface 1962 начала 63-го года до серии Silver начала 70-х. Это мой выбор усилителей. Или же Tweed, который является более коллекционной моделью от Fender 1950-51 гг. до 1959 года. Но я не беру их больше с собой в тур, они очень большие и тяжелые. И ты также все время сильно переживаешь, что кто-то может их украсть.

Когда Вы только начинали играть на губной гармонике не было преподавателей и самоучителей. Сейчас же есть много видео уроков, самоучителей, школ… Как Вы думаете, это помогает прогрессировать в игре или наоборот: возрастание количества различных материалов и ресурсов не гарантирует качества, вместо этого — они загоняют музыканта в определенные рамки, ставят всех в один ряд?

Оба варианта верны. Это и помогает, но с другой стороны, получить информацию настолько легко, что люди принимают как должное то, что получают. Например, в наше время мы действительно должны были учиться, потому что другого варианта не было. Было очень сложно… Я приведу пример. Я говорил с молодым музыкантом, он мне говорит: «Я раздобыл кое-что сегодня… некоторые записи Мадди» (Muddy Waters). Я говорю: «Здорово! Что именно?», он не понял, что я имею в виду. Спрашиваю: «Какой именно альбом?», а он отвечает: «Нет, у меня есть все альбомы». 75 альбомов! Когда же он находит время, чтобы все послушать? Он не находит. А что касается меня, у меня был один альбом Muddy Waters — «The Best of Muddy Waters» (1958). У меня была одна копия, сейчас это очень известный альбом… И я слушал ее на протяжении недели, потом одолжил другу, который тоже всю неделю слушал и передал своему другу. Мы слушали эти песни снова и снова по кругу. И практиковались. Потому что у нас не было других пластинок. Я думаю, это хорошо, что сегодня люди могут значительно легче получить необходимую информацию.

На Ваш взгляд, что отличает губного гармониста-любителя от профессионального музыканта?
Какими качествами должен обладать профессиональный гармонист?

Согласованность во времени. Синхронность и ритм. Что на самом деле — не совсем одно и то же, они связаны друг с другом. Ритм является наиболее важным. Синхронность, тембр. Развивать настоящий звук, ваше собственное характерное звучание. Вот, что вам следует искать.

Кого из современных губных гармонистов Вы можете выделить?

Как же этот парень… Jason Ricci? Он достаточно хорош. Очень хороший гармонист. Я знаю, что сейчас пропущу некоторых людей. Мне нравится Джейсон. Я думаю многим понравится Howard Levy, его считают современным. Для меня его музыка — очень современная, может кто-то так не считает, но для меня он действительно король гармоники. Гармонист из Филадельфии, которого зовут Steve Guyger, он мне очень нравится. Он исполняет традиционный блюз, но он еще не так стар, и не мертв, и не из Миссисипи. Возможно это Вы имете ввиду. Мне очень нравится его игра, его стиль, подход. Это — то, что надо. Rick Estrin также мне очень нравится. Мне нравится его композиторский стиль… в Nightcats. Вероятно я забыл некоторых ребят, извините.

В чем Вы видите свою музыкальную миссию? Что хотите сказать с помощью губной гармоники?

Я надеюсь, что приношу людям удовольствие. Это то, что я пытаюсь делать. Надеюсь, что хотя бы на короткое время, пока они сидят и смотрят, слушают меня, они забывают о проблемах и видят красоту, которая есть в этом мире. Очень надеюсь, что я этому способствую. Если это так, тогда я очень счастлив. Я обещал Muddy Waters однажды, что я буду пытаться делать это… Буду нести блюз в этот мир. И обещал себе, в частности — привносить удовольствие в жизнь людей через музыку.

Расскажите о последних проектах и будущих планах. Планируете ли запись нового сольного альбома?

Я работаю над несколькими разными проектами. Я работаю как продюсер с разными людьми в разных городах. Студийная работа. Мне это очень нравится. Иногда в студии я также делаю специфические записи с гармоникой для определённых людей. Я также работаю над альбомом транс-блюза, который я исполняю последнее время… Это две гитары, барабаны… Мы с группой работаем над этим. Я хочу выпустить альбом такой музыки. Время от времени я играю соло, продолжая концепцию альбома «Alone With The Blues». Я совершенно не собирался выпускать новый сольный альбом, но люди продолжают меня об этом спрашивать. Честно говоря, не знаю, что могу добавить к тому, что сказал на предыдущем релизе, но все же думаю, что пора. Я хочу сделать еще один альбом. Я продолжаю говорить людям, что нет, я не собираюсь записывать соло альбом. Но, думаю, я сделаю еще один сольный CD. Но его идея в том, что он не будет столь «чист» как первый. Будут наложения (чего не было на первом альбоме), педали, различные звуковые эффекты.

Представьте, что у Вас есть возможность путешествовать во времени… Куда и зачем Вы бы отправились на целый день?

Куда бы я хотел отправиться? Хм… Очень хороший вопрос. Я могу отправиться куда захочу? Возможно… Хм, могу я выбрать два места? Возможно в какой-нибудь juke joint в Миссисипи… Возможно, в Чикаго в 1953, чтобы увидеть бэнд Muddy Waters, живое выступление в El Mocambo, где тогда играли в группе Muddy Waters, Jimmie Rodgers, Little Walter, «Baby Face» Leroy… Да, это несомненно одно из мест, куда бы я хотел попасть.

Если бы Вам пришлось заново добиваться успеха и известности, какие шаги Вы бы предприняли?

Если бы я только начинал заниматься музыкой? Возможно, я бы не бросил заниматься саксофоном. Возможно бы переключился с альт-саксофона, который у меня был, на тенор-саксофон. Это то, что я бы сделал.

Порекомендуйте успешную последовательность приобретения навыков во время обучения игре на губной гармонике.

Я бы посоветовал сконцентрироваться вначале на исполнении одной ноты. И сыграть ее так хорошо, чисто и уверенно, насколько это возможно. Практиковаться! Очень важно практиковаться, пытайтесь начать играть с другими людьми как можно скорее. Потому что так вы учитесь в два-три раза быстрее, когда играете с кем-то, чем когда практикуетесь наедине в своей комнате. Как это делал я годами.

Из каких важных этапов должно состоять обучение для тех, кто серьёзно настроен овладеть этим инструментом?

Хорошо… Первое — купите гармонику. Или найдите хорошего человека, который вам её даст. Ну а если серьезно, вам очень важно научиться звукоизвлечению. Я не устаю повторять — научитесь извлекать одиночные ноты. Люди хотят сразу играть риффы и тому подобное. Освойте мастерство игры одиночными нотами. Не используйте усилители. Если вы думаете об игре с усилителями, что вы можете сделать… Я покажу на примере… (Я не буду дотрагиваться…) В основном, обхватываете вот так… и так вы можете привыкнуть к тому, что у вас в руках микрофон,без использования усилителя. Люди часто хотят играть с усилителями и думают, что им стоит действительно иметь усилитель, физически подключиться к усилителю. Наиболее важная вещь в игре с усилителем — это привыкнуть к тому, что у вас в руках микрофон. Так что рекомендую вам начать практиковаться в этом как можно скорее, даже если у вас пока нет усилителя (или вы к нему не подключены). Я считаю это очень важно, если вы хотите использовать усилители в дальнейшем. Как бы вы не играли, чтобы становиться лучше, вам необходимо чаще играть с другими людьми. Как только вы достигли того момента, что можете выучить одну песню действительно хорошо. Затем выучить другую, третью. Когда вы будете знать хорошо уже три песни, вы можете подумать о том, чтобы пойти на джем-сейшен. Найдите партнера, того, кто… Кого-то другого на джеме. Тогда вы не будете чувствовать себя так одиноко и нервничать перед выступлениями. Найдите приятеля… Друга, который тоже играет на чем-то, или подружитесь с кем-то на джемах, и скажите конкретно, что вы хотите сыграть, какую песню. Убедитесь, что вы знаете песню, что вы знаете тональность. Играя более сложные вещи, подготовьте себя к тому факту, что вы будете нервничать. Следует отлично подготовиться, перед тем как действительно сыграть что-то. И когда вы уже справитесь со всем этим, тогда можете начать думать о собственной группе. Для этого вам надо будет уже найти людей, которые захотят играть с вами, и собственно играть. А если вы захотите создавать собственные вещи, то вам надо изучать сочинительское мастерство, музыкальное производство и т.п.

Спасибо за великолепный разговор!