Основы музыкальной теории для блюзового харпера

Почему музыкальная теория важна? Этому есть несколько веских причин: вы станете гораздо лучше понимать то, что вы играете, вы сможете общаться с другими музыкантами на понятном им языке, вы сможете играть интереснее и не бояться совершить ошибку! Потому начнем с самых базовых и простых вещей.

Мы будем пользоваться как латинским так и общепринятым обозначением нот.

С – до, D – ре, Е – ми, F – фа, G – соль, А – ля, В – си.

Что такое тон? Тон – это единица измерения высоты звука, грубо говоря, величина колебания звуковой волны. Чем выше частота колебаний в секунду – тем выше звук. Например, у десятого отверстия на вдох эта частота выше, чем у первого.

Буквой «b»  мы будем обозначать бемоль – понижение ноты на полтона, например Db – ре бемоль, это наш бенд -4′.

Знаком «#»  мы будем обозначать диез – повышение звука на полтона. Например, F# — наш бенд на полтона на втором отверстии.

Введем в обиход понятие, которым можно блеснуть в музыкальном сообществе. Энгармонизм – это совпадение по высоте разных по написанию звуков – например F# = Gb. Как так получается? В этом нам поможет картинка – клавиши фортепиано! Если между нотами есть черная клавиша (черные клавиши на фортепиано отвечают за диезы и бемоли) – значит между ними интервал в целый тон, а если ее нет —  значит в полтона.

noty-na-fortepiano

Пытливый наблюдатель заметит, что то, что для ноты фа является диезом, т.е. повышает ее на полтона, то для ноты соль – бемоль, т.е. понижает ее на полтона.  Элементарно, Ватсон!

Помочь разобраться, где у нас находятся энгармонизмы, да и вообще все ноты нашей гармоники, призвана такая табличка

Звукоряд – это последовательность звуков (наших нот), ноты в звукоряде называются ступенями.

Гамма соль мажор

gammaGmaj

В наших занятиях мы уже использовали два звукоряда – гамма и пентатоника, остановимся на них чуть подробнее.

Минорный звукоряд – тот звукоряд, который субъективно воспринимается как «грустный» или «лирический», а мажорный как «веселый» и «оптимистический».

Мажорная гамма —  это звукоряд, который строится по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. На нашей картинке мы запросто можем построить гамму до мажор по этому принципу. Или гамму соль мажор – нашу основную гамму второй позиции, в ней у нас появляется один диез – F#. 

Минорная гамма – это звукоряд, который строится по принципу тон, полутон, два тона, полутон, два тона.  Нашей самой простой минорной гаммой является Ля минор, в ней нет никаких диезов и бемолей: A B C D E F G

Таким образом, в наших гаммах по 7 нот!

Пентатоника – это простейший звукоряд, состоящий из пяти нот.

Мажорная пентатоника – это мажорная гамма, в которой нет 4 и 7 ступени.

Минорная пентатоника – это минорная гамма, в которой нет 2 и 6 ступени.

Вот мы и подобрались к блюзу! Ура! Путь был нелегкий, но мы справились!

Блюзовым звукорядом, или блюзовой гаммой является минорная пентатоника, в которую добавили пониженную на полтона 5 ступень минорной гаммы.

Соль мажорная пентатоника – G A B  D E

Соль минорная пентатоника —  G Bb C D F

И наша блюзовая гамма — G Bb C Db D  F

Фуух! Мы прошли очень важный этап в нашем обучении, и можно смело сказать, что мы стали более подкованными в музыкальной теории и понимаем, что к чему!

Все, что мы рассмотрели выше — это формальные обозначения, которые помогают описать блюзовую музыку. Но вся загадочность блюза в том, что его границы размыты. На самом деле он не является ни мажором, ни минором, он где-то посередине. Именно поэтому в самом начале блюз был доступен лишь родоначальникам жанра – афроамериканцам начала 20 века. Европейская музыкальная система не сразу смогла подобрать инструмент для описания этой музыки. Интересно, но получается, что в некоторых блюзах уместна мажорная пентатоника, а некоторые строго основаны на минорной. По той же причине иногда простительно неточное взятие полутонового бенда на третьем отверстии – 3′. Истина где-то посередине!

Послушайте два ярких примера «разного» блюза.

Классический блюз Фредди Кинга

И оптимистичный, стремительный «Juke” Литтл Уолтера  

Почему блюз называется трехаккордным? Все очень просто, потому что в блюзовом произведении задействованы три аккорда построенные от I, IV V ступени. Таким образом, в нашем блюзе в соль во второй позиции будут задействованы аккорды G, C и D.

Давайте разберемся, что такое аккорд! Аккорд – это сочетание трех или более звуков разной высоты. Логично предположить, что для аккорда Соль мы будем использовать блюзовую гамму в соль, для IV аккорда блюзовую гамму до, и для V  — ре. Давайте соберем наши блюзовые гаммы в одну табличку!

3akkordnyjBlues

Как видите, где-то на 70% наши ноты совпадают, потому мы можем сконцентрироваться на нотах нашей блюзовой гаммы в G, чтобы легко и не задумываясь солировать на протяжении всего нашего блюза! Важно только помнить одно правило для начинающих – старайтесь заканчивать фразу, сыгранную на конкретный аккорд его тоникой (нота, с которой начинается наша гамма и которой она заканчивается). Это правило не является обязательным, но пока мы учимся и ищем свой почерк, желательно ему следовать.  Конечно же, продвинутые харперы вроде Джейсона Риччи или Карлоса Дель Хунко используют все ноты гамм, даже используют другие звукоряды в своих произведениях, но мы только начинаем наш блюзовый путь, потому некоторые вещи мы немного упрощаем. Но это, ни в коей мере, не делает нашу игру неправильной, менее интересной или менее блюзовой. Мы на верном пути!

Пришло время поговорить о 12 тактах нашего блюза и расположении наших трех аккордов в этих тактах!

Что такое такт – такт это единица музыкальной протяженности, что-то вроде метра или сантиметра. В свою очередь такты делятся на четверти. Подавляющее большинство блюзов имеет 4 четверти в каждом такте. Каждый такт содержит ноты одного из наших трех аккордов. В классическом 12-тактном блюзе эта схема выглядит таким образом!

12taktblues

Что это означает? Это означает, что в каждом такте мы можем играть ноты соответствующего аккорда (см табличку выше)!

Что такое тёрнараунд – это пассаж в конце квадрата, который логически подводит нас к следующему квадрату.

Например, вот такой простой тернараунд: -2 +4 -4′ -4. Как это звучит – можно послушать в этом примере.

Как же научиться считать такты и распознавать смены аккордов? Можно считать в уме четверти (раз-два-три-четыре) или, слушая как можно больше блюзовой музыки, со временем вы легко научитесь слышать те самые ноты нужного аккорда. Но мой вам совет – играйте ключевую ноту нашего аккорда, его тонику (самая первая нота в табличке) и попытайтесь услышать, подходит она или нет.

Раз уж я упомянул термин квадрат, давайте разберемся, что это такое. Квадрат – единица музыкального метра, состоящая из определенного количества тактов. В данном конкретном случае в нашем квадрате 12 тактов. В блюзе квадраты повторяются до самого конца произведения.

Последней темой, которой бы я хотел коснуться в нашем уроке является ритм шаффл, который, пожалуй, самый распространенный в блюзе. Доходит даже до комичного, у некоторых довольно известных блюзовых музыкантов весь репертуар состоит из: шаффл в ля, медленный шаффл в ля, шаффл в ми, быстрый шаффл в ми и т.д.

Напомню, что каждый такт у нас разделен на 4 равных части – на четверти, логично было бы предположить, что каждая четверть делится еще на две равных части – восьмые, но тут как раз и всплывает удивительная особенность шаффла. Каждая четверть носит триольный характер, т.е. делится на три равных ноты. При этом, первые две ноты как бы залигованы (играются как одна), а третья играется с небольшой синкопой (смещение ритмического акцента между долями, в данном случае, частями четверти). Получается, что в шаффле в четверти не 2 восьмых, а три!

Т.е. если переложить это в математические термины, вместо ½ + ½ = 1 мы получаем 2/3 +1/3 = 1.

Звучит это примерно следующим образом.

Если вы хотите поупражняться в исполнении этого ритма, попробуйте играя аккорды -2-3-4 и +2 +3 +4,  проговаривать слоги «хука-така».

Табы:

(-2 -3 -4)  (-2 -3 -4)

(+2 +3 +4) (+2 +3 +4)

(-1 -2 -3) (-1 -2 -3)

(+2 +3 +4) (+2 +3 +4)

Высшим пилотажем при исполнении блюза считается правильная расстановка акцентов! Поговорим немного об этом.

Давайте разберемся, сколько в нашем такте долей. Учитывая, что наш такт поделен на 4 равных части, логично предположить, что и долей у нас столько же. В каждом такте музыки есть слабые и сильные доли. Это означает, что одни доли выделены каким-либо образом (они громче, в них сосредоточено музыкальное напряжение и т.д.), либо на них приходится начало такта, как на первую долю. В классической, народной музыке принято акцентировать 1 и 3 доли такта, но в блюзе, свинге, джазе акценты смещаются на 2 и 4 доли такта.

Для наглядности доли, на которые приходятся акценты в блюзе, выделены зеленым цветом, а наши четверти поделены пропорционально по принципу описанному выше.

schet1i2i

Как же это должно звучать? Используя минус, я записал для вас два примера акцентирования.

Фраза, на которой  я это демонстрирую, выглядит следующим образом: -1 -2″ -1 -2 -2

Какой из них нравится вам больше – выбирать вам, но учтите, что Би Би Кингу понравился бы второй.

Больше информации по долям в следующем видео.

Подведя итоги, хочу сказать, что мы получили тот необходимый минимум, благодаря которому на блюзовом джеме нас не испугает фраза – «начинаем с пятого аккорда», теперь мы точно знаем, что это означает, вы сможете изучить и другие гаммы и звукоряды – гармонический минор, любимую Джейсоном Риччи дорийскую гамму. Попробуйте, используя наши знания, разобрать какой-нибудь классический блюз, например “I’m ready” Мадди Уотерса – и вы поймете, что просто огромное количество любимых песен подчиняются этим правилам!

Вот и всё.