Подходит ли моя губная гармошка для обучения?

Здравствуйте, друзья!

Хочу высказать свое мнение по одному очень часто задаваемому вопросу «Подходит ли моя гармошка для обучения, и какая из них лучше?»

Этот вопрос вызывает достаточное количество споров, мнений и обоснований с разных сторон. Часто мнения играющих профессионалов, тех, кто учится играть на гармонике и производителей гармоник расходятся.

Подчеркну, что я не претендую на истину в последней инстанции, а просто выскажу свою точку зрения, основанную на опыте преподавания.

Начну с того, что в нашем самоучителе есть статья  о том, как выбрать и купить губную гармонику. В ней мы представили список рекомендованных нами моделей для обучения. Этот список был составлен нами, исходя из нашего опыта преподавания и опыта наших студентов.

В списке модели разных производителей, которые показали хорошие результаты для процесса обучения, достаточную герметичность, отзывчивость и «живучесть» при экстремальных нагрузках, которым их подвергают новички.

Этот список не означает, что научиться играть можно только на этих моделях, но однозначно означает, что обучение на них даст больше шансов не разочароваться в губной гармонике и возможность быстрее и легче получить хорошие результаты.

Добавлю, что в этом списке только диатонические губные гармоники, поскольку мы не обучаем игре на хроматических или тремоло инструментах.

По поводу остальных моделей гармоник, представленных на рынке в огромном количестве, скажу так.

Не покупайтесь на слово «Blues» в названии моделей, отдельно гармоник для блюза, джаза или рока не бывает.


Не покупайтесь на известные имена в названиях моделей, это скорее коллекционные инструменты, нежели рабочие и подходящие для обучения.


Не покупайте модели, которые собраны не на болтах. Это делает их практически не пригодными для разборки, чистки и настройки.


Не покупайте самые дешевые инструменты для «сначала попробую, а потом, если получится, куплю хорошую». На дешевых точно может получиться только разочарование в своих способностях.


Не советуйтесь с продавцами в музыкальных магазинах, они в гармониках к сожалению не понимают. Вы должны точно и бескомпромиссно знать, чего вы хотите.

Если же вам не пришлось выбирать и гармонику вы получили в подарок или в наследство, обратите внимание на тональность. Для обучения нужна исключительно гармоника в тональности До мажор (буква С). Если тональность не подходит или она не обозначена, вам стоит все же приобрести другой инструмент, а эта пусть подождет своего часа, она еще пригодится, когда научитесь.
Ну, а если вам повезло и подарили До мажор, то не переживайте, что инструмент не из списка рекомендуемых. Получить базовые навыки звукоизвлечения и игры одиночными нотами вполне можно на большинстве моделей от разных производителей. Однако, при переходе к сложным техникам (например, к бендам), я рекомендую приобрести хороший инструмент.

И самое главное, лучший инструмент — это тот, который у вас есть  сейчас. Потому что он дает вам возможность получить опыт и, соответственно, продвинуться вперед к вашей мечте научиться играть на губной гармонике. А профессионализм вырастает из совокупности положительного и отрицательного опыта.

Автор статьи Сергей Пузанов.

Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.