Автор статьи Сергей Пузанов
При разучивании композиций или сложных упражнений мы часто сталкиваемся с проблемой того, что физически не успеваем играть так быстро, как звучит аудио пример. При попытке успевать за темпом примера или оригинальным темпом композиции мы напрягаемся, слишком сильно концентрируемся, стискиваем гармонику руками и губами и, как следствие, начинаем совершать ошибки даже там, где их быть уже не должно. Мажем мимо отверстий, бенды не звучат и не имеют правильной глубины, а сам звук инструмента превращается в хаотичный и неприятный шум.
Безусловно, мы недовольны такими «успехами» и постепенно начинаем терять мотивацию к продолжению занятий гармоникой. Очень часто причиной прекращения попыток научиться является «я умею играть одиночные ноты и даже бенды, но мелодии у меня не получаются».
Большинство к сожалению полагает, что это непреодолимая проблема, потому что им «просто не дано», но это далеко не так.
Одним из важнейших навыков для исполнения музыки я считаю умение мысленно замедлять мелодию до комфортного лично для себя темпа. Комфортного настолько, что не остается ни одной ноты, где нам приходится поторопиться, чтобы в неё попасть, даже если при этом вся остальная часть мелодии становиться по нашему мнению слишком медленной и мы вполне способны чисто проиграть её гораздо быстрее.
По опыту скажу, что практически все стесняются играть медленно, кажется, что чем быстрее играешь, тем круче и профессиональнее звучишь. Это большая ошибка. Если мы красиво, с чётким ритмом, технически правильно, но очень медленно, сыграем слушателям знакомую композицию, это будет воспринято гораздо лучше, чем некий очень быстрый набор не слишком приятных звуков, в котором неискушенный слушатель даже не узнает мелодии, которую мы играли.
Зачастую наши первые попытки играть на публику разученные мелодии «сыпятся» по причине изначально неправильно выбранного темпа. И это не слишком медленный темп, а именно слишком быстрый. Стоит осознать, что мы длительное время не способны сыграть в оригинальном темпе большинство даже достаточно простых и хорошо известных мелодий. А многие преподаватели, выкладывающие обучающие материалы в интернете, не затрудняют себя замедлением примеров до «темпа ученика».
Возвращаясь к умению мысленно замедлять темп, я порекомендую учиться напевать или насвистывать простые и хорошо известные мелодии, на подобие «В лесу родилась ёлочка», «Кузнечик» и т.д. Задача в том, чтобы максимально замедлять темп без потери самой мелодии и ритма. В этом вам поможет развитый внутренний метроном и специальные программы для замедления звука без потери качества.
Наиболее оптимальным приложением для ПК на мой взгляд является программа Transcribe!. В ней нет ничего лишнего. Весь функционал качественно создан для замедления звука, изменения тональности, выделения фрагментов мелодии и отдельных линий инструментов, а также определения нот на слух. Но эта программа, как и её мобильная версия, являются платными с ограничениями и пробным периодом.
На сегодняшний день создана масса мобильных приложений, которые позволяют качественно и легко работать с аудио, применяя все вышеперечисленные возможности.
Для iOS я подобрал бесплатное и достаточно функциональное приложение Practice Time.
Мне понравилась возможность загружать любой трек из Медиатеки смартфона, качественное замедление, возможность изменять тональность, визуализация аудио дорожки и отсутствие рекламы.
Для платформы Android мне понравилось приложение Up Tempo.
Здесь тот же функционал, за исключением наличия платных функций, без которых вполне можно обойтись.
Для начала функция изменения тональности вам скорее всего не понадобится. Эта возможность будет кстати, когда вы сможете снимать или подбирать мелодии на слух. А замедление темпа рекомендую начинать применять уже сейчас на любом этапе обучения.
Автор статьи Сергей Пузанов.
Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.
Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.