А знали ли Вы, что губная гармошка, на самом деле, звучит очень тихо? И тот звук, который мы слышим – это звук, усиленный во много раз нашим телом. А всё благодаря тому, что наше тело выступает мощным резонатором.
Вот об этом и пойдёт речь в данной статье.
Начнём с понятий.
Резонанс — это явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний какого-либо тела под действием внешней силы, возбуждающей эти колебания.
Акустический резонатор (далее резонатор) — это какой-либо пустотелый сосуд, который заполнен воздухом и, основываясь на явлении резонанса, усиливает звук.
Хорошим примером акустического резонатора является корпус гитары.
Струны гитары сами по себе звучат очень тихо, но именно благодаря корпусу гитары этот звук усиливается до нескольких сотен раз.
Похожим резонатором выступает наше тело во время игры на губной гармошке.
Итак, резонатор — это полость, заполненная воздухом.
И в нашем теле самой большой такой полостью являются лёгкие. Наиболее эффективное использование лёгких, как резонатора, усиливающего звук, возможно при диафрагмальном, или, как его ещё называют, брюшном типе дыхания.
Если во время дыхания мы активно задействуем диафрагму, то дыхательные пути расширяются, увеличивая не только объём лёгких, но и активизируя резонансные свойства всего дыхательного тракта.
Для гармониста лёгкие, в сочетании с диафрагмальным дыханием, являются одним из самых важных резонаторов.
В верхней части нашего тела есть ещё несколько резонаторов.
Наиболее важный из них – ротовая полость (включая глотку).
Благодаря подвижности нижней челюсти, языка и мягкого нёба мы можем существенно менять размер и форму этого резонатора, влияя не только на громкость звука, но и на его тембральные характеристики.
Чтобы эффективно использовать потенциал этого резонатора, профессиональные гармонисты прекрасно знают, как важно играть с большой камерой в ротовой полости.
А умение гармониста во время игры удерживать мягкое нёбо в положении полузевка (когда мягкое нёбо подымается, глотка открывается и в ротовой полости образуется максимально большой резонатор) позволяет добиться наиболее объёмного и одновременно мощного звучания.
Итак, мы уже знаем о двух важных резонаторах в нашем теле: ротовой полости и лёгких.
И во время игры на губной гармошке, пожалуй, самое важное — это позволить, чтобы эти два резонатора беспрепятственно соединялись, образуя единую систему резонаторов.
А это становится возможным только благодаря игре с максимально расслабленным и «открытым» горлом, в результате чего два важных резонатора в нашем теле (ротовая полость и лёгкие) могут взаимодействовать, образуя единую большую полость в которой звук будет усиливаться во много-много раз.
Основной проблемой большинства начинающих гармонистов является зажатость гортани и напряжённость мышц горла, особенно, когда они начинают изучать бенды на губной гармошке.
Именно поэтому так сильно отличается звук любого начинающего гармониста от объёмного и тембрально богатого звучания профессионала.
Зная о резонаторных свойствах нашего тела, в процессе обучения игре на губной гармошке, вы можете постоянно сознательно работать над улучшением вашего индивидуального звучания.
Именно от вас, а не от вашей губной гармошки, зависит качество вашего звучания, тембр и объёмность вашего индивидуального звука.
- Учитесь дышать диафрагмой, используя резонаторные возможности ваших лёгких на все 100%.
- Научитесь во время игры на губной гармошке удерживать в ротовой полости большую камеру, с максимально открытой гортанью и поднятым мягким нёбом.
- И следите за тем, чтобы мышцы вашего горла в процессе игры на губной гармошке были расслабленными.
И тогда ваше тело зазвучит по-новому, усиливая во много раз всю красоту и уникальность звучания вашей губной гармоники.
Желаем вам успехов!