Рекомендуем также записаться на наш 15-дневный бесплатный онлайн курс «БЫСТРЫЙ СТАРТ», на котором мы поможем вам хорошо проработать звукоизвлечение, правильное дыхание и вы научитесь уверенно играть одиночными нотами.
Упражнения
Упражнение 1.
Цель:
Максимально расслабиться, отбросив всё лишнее напряжение и начать придерживаться трёх главных правил во время игры на гармонике.
Фокус внимания поочередно перемещать на мышцы, камеру, дыхание и т.д. по кругу, каждый раз улучшая каждый из показателей (ещё больше расслаблять мышцы, увеличивать камеру в ротовой полости, делать более тёплым и расслабленным дыхание).
Задание:
Играть на средней громкости. Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)
Упражнение 2.
Цель:
Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Чередовать аккорды на вдох и на выдох на первых трёх отверстиях: -(123)+(123)
Внимание!
Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.
Упражнение 3.
Цель:
Научиться играть максимально тихо и расслабленно (стараться, чтобы звук не дрожал), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть на минимальной громкости.
Внимание!
Если у вас играют не все три отверстия, постарайтесь ещё больше расслабиться и абсолютно расслабленно вдыхать и выдыхать как-будто бы сразу глубоко-глубоко в горло и из горла. Если это не помогло, попробуйте ещё больше увеличить камеру в ротовой полости (в районе гортани).
Упражнение 4. (для тех, кто уже освоил одиночные ноты и продолжает работать над звукоизвлечением)
Цель:
Научиться плавно выводить звук на губной гармошке (без рывков и как можно с минимальным дрожанием звука), используя три главных правила во время игры на гармонике.
Задание:
Играть от тихого к среднему (выводя звук с минимальной громкости до средней). Играть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7
Внимание!
Гармонисты почти никогда не играют на 100% громкости губной гармоники, так как тогда очень сильно портится звук. Самый комфортный уровень игры — это игра на уровне 70-80% громкости губной гармошки, поэтому, плавно выводя звук, в этом упражнении не нужно выводить звук до самого максимума.
ОПИСАНИЕ
В игре на музыкальных инструментах, да и в музыке в целом, пожалуй, самым важным является звук (звучание).
Бывают музыкальные произведения с красивой мелодией, с очень интересными и продуманными аранжировками, но если нам не нравится звучание основного инструмента, то вряд ли нам понравится и вся эта композиция.
А бывает услышишь, казалось бы, обычную мелодию, ничего вычурного, но как заиграет какой-то инструмент в ней, да так, что аж замираешь и мурашки по коже… Вот такую силу имеет настоящий звук и красивое звучание.
Во время игры на губной гармошке вся магия усиления и преобразования звука происходит не в губной гармошке, а в нашем теле и нам с вами предстоит научиться управлять этим звуком, его качеством, его тембром, объёмностью, чтобы найти максимально красивое звучание.
На звук во время игры на губной гармошке влияет три основных параметра:
1) Первым и, пожалуй, основным элементом, влияющим на звучание, является дыхание.
Важно помнить о трёх главных характеристиках дыхания, которые больше всего влияют на звук во время игры на губной гармошке:
Во-первых, дыхание должно быть тёплым. Таким дыханием мы греем зимой руки. И когда мы так дышим наша гортань как-будто бы открывается. При вдохе, во время игры на губной гармошке, необходимо также сохранять это открытое положение гортани.
Во-вторых, дыхание должно быть очень спокойным и расслабленным. Самый простой способ расслабить дыхание — это начать играть в 2 или даже в 3 раза тише.
Стараясь играть тише, мы неосознанно расслабляем наше дыхание, а это делает звук более красивым. Научившись играть с максимально расслабленным дыханием, вы сможете впоследствии его применять и в громкой игре.
В-третьих, дыхание должно быть тихим. Как если бы вам необходимо было дышать так, чтобы рядом находящийся человек, не слышал, как вы дышите.
Сделайте своё дыхание незаметным и используйте такой тип дыхания в игре на губной гармошке.
2) Вторым секретом качественного звука является расслабленность мышц.
Чтобы добиться звонкого и красивого звучания, важно сохранять мышцы лица, горла, да и вообще всего тела, в максимально расслабленном и естественном состоянии, включая даже губы, которые также должны оставаться в какой-то степени расслабленными и мягкими.
3) Использование третьего секрета красивого звукоизвлечения придаст вашему звуку объёмности.
Играя на губной гармонике, нам необходимо в ротовой полости создавать максимально большую резонаторную камеру. Представьте, что Вам нужно спеть букву “О”, только так, как это делают оперные певцы — звонким и объёмным звуком “О”.
Это положение ротовой полости чем-то похоже на полузевок, когда мягкое нёбо подымается, язык расслабленно лежит на дне и в результате создаётся большая резонаторная камера в ротовой полости.
Итак, если вы хотите звучать красиво, проверьте:
- используете ли вы максимально тёплое, расслабленное и тихое дыхание?
- сохраняете ли вы в расслабленном состоянии мышцы лица, шеи и всего тела?
- и придаёте ли вы объёмности вашему звуку, играя с большой камерой в ротовой полости?
Мы рекомендуем вам самостоятельно поочерёдно проверить влияние каждого из этих параметров на ваш звук, во время игры на губной гармошке.
Закрепите эти главные навыки звукоизвлечения сначала поиграв аккорды и выполняя упражнения из нашего самоучителя игры на губной гармошке. А затем используйте эти секреты и в игре одиночными нотами.
И тогда при исполнении вами даже самых простых мелодий, от приятного, красивого звучания у ваших слушателей кожа будет покрываться мурашками.
Успехов вам!