Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке
Продолжаю цикл статей, посвященных ремонту и настройке диатонической гармошки.
Первое, что посоветует вам любой харпер (если что-то не устраивает в гармошке: она «сильно» травит воздух, «шипит», тяжело берутся бэнды, тихо звучат ноты), так это уменьшить гэпы.
Что же это такое?
Гэп — это высота, на которую кончик язычка отдалён от платы (см. фото). Очень часто, да практически всегда, у гармошки «из коробки» гэпы довольно велики и их стоит уменьшить.
Почему же так? Купили гармошку, заплатили немалые деньги, а тут: раскручивай, подправляй, уменьшай…
Несколько слов в оправдание производителей губных гармошек.
Дело в том, что на заводе гэп выставляется такой (максимальный), чтобы при игре любого, ещё только начинающего харпера, язычок «не заткнулся». Чем меньше зазор (гэп), тем большая вероятность того, что при сильной атаке, резком вдохе-выдохе язычок не начнет колебаться и звука не будет. А если у нас что-то не звучит, то виноват кто? Правильно — производитель гармошки (вспомните «проблему второй дырки«).
Вот чтобы уменьшить количество возвратов таких «поломок» гэпы и делают большими.
Открою ещё одну «большую тайну» : гармошка не рассчитана на игру бэндами. В настройке Рихтера она ДИАТОНИЧЕСКАЯ, а не хроматическая. И не надо от неё требовать дополнительных нот. Добывать на ней дополнительные несуществующие ноты это уже наши «извраты».
Ну что ж, начнём менять гэпы.
Для этого нам понадобится обыкновенная деревянная зубочистка. Такой инструмент не будет нам царапать поверхность язычка и менять его тон.
Обычно гэпы нам нужно уменьшать, поэтому воздействуем на поверхность язычка продольными от заклёпки к центру язычка поглаживаниями как бы стараясь вдавить язычок в слот.
Каково усилие — описать сложно, начинайте с небольших. Не надо спешить, 5-6 поглаживаний — и проверяем насколько прогибается язычок ближе к плате.
Обычно, настройка одного язычка у меня занимает 2-3 минуты и состоит из десятков таких подходов поглаживаний.
После существенных изменений в зазоре делается проверка — поиграть, не затыкается ли уже язычок. Если уже затыкается, значит перестарались и стоит провести поглаживания уже обратной стороны.
Сразу же тут замечу, что возможна ситуация, когда выставлены гэпы, ничего не затыкается, а вот когда окончательно собрали гармошку — обнаруживается «перебор». Не стоит огорчаться, надо сохранить терпение и усидчивость. У меня случается так, что приходится на некоторых отверстиях менять гэпы спустя несколько дней — обнаруживается затыкание.
Уменьшение гэпов это компромис: уменьшаем воздухопотери и увеличиваем вероятность того, что язычок заткнётся. Где «золотая середина»? — зависит от манеры игры. Привыкли атаковать ноту, исполняете быстрые пассажи — выставляйте гэпы больше. Вот он, первый этап, — «настроить гармошку под себя».
Размер/зазор равен толщине язычка на кончике, это приблизительный ориентир, пробуйте.
Хочу так же уделить внимание аркингу.
Язычок по своей длине неровный, имеет небольшой прогиб. Хорошим аркингом считается равномерное прогибание начиная с середины язычка, или даже чуть дальше, к кончику. Некоторые любят прогибать уже конечную часть 1/4 длины. Только не делайте на язычке резкий изгиб в одном месте, ему на пользу это не пойдёт. Перед вмешательством осмотрите все язычки, выберите те, что имеют красивую форму прогиба и, к тому же, устраивают по звучанию. Пусть они будут для вас ориентиром.
Несколько советов, пожеланий:
— не стоит вдавливать язычок в слот. То есть не делайте так, чтобы поверхность язычка была вровень с платой или, чего хуже, была ниже;
— не стоит делать несколько прогибов («волны» по длине язычка), это приведёт к паразитным колебаниям и неприятным призвукам при игре;
— при выставлении гэпов поглаживания должны быть только продольные, это избавит от децентровки язычка в слоте;
— обычно гэпы на плате выдоха выставляются больше, чем на плате вдоха. Это тоже связано с манерой игры, выдоховые язычки легче затыкаются. Учтите это!;
— после крепления плат к гребёнке внимательно осмотрите язычки вдоха – наверняка размеры гэпов стали другие, не те, что вы выставили. Это связано с тем, что плата «в свободном состоянии» имеет неровности, прогибы. После фиксации болтами она меняется в плоскости соприкосновения с платой. Приходится опять подстраивать. Так что не спешите крепить крышки – поиграйте.
Следующий короткий видеоролик — это «наглядное пособие» того, о чём я рассказал в этой статье.
Всем удачи, успехов в освоении и отличного настроения!
Об авторе статьи
Олег Коропецкий
Играет на губной гармонике более пяти лет.
Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.