Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке
Рад приветствовать уважаемое сообщество гармонистов! Целью данного цикла статей является ознакомление с основными видами ремонта и настройки диатонической губной гармошки.
Губную гармонику, конечно, можно никогда и не разбирать, играть, не задумываясь о том, что происходит там, под крышками. Возможно иногда лучше потратить своё время на повышение уровня игры, изучение новой мелодии, чем часами «ковыряться» с отвёрткой и чем-то там ещё в платах, гребёнках… Но всё же, если вы таки собрались разобрать гармошку, минимальный набор знаний поможет «выжить» вашей любимице и ещё долго радовать звуками соседей и знакомых.
Я начал осваивать диатоническую губную гармонику более 5 лет назад и, можно сказать, с первых дней пытался её улучшать. Статьи, видео, обсуждение на форумах и, конечно, практика — всё это дало возможность получить опыт и знания в этой области. Теперь я готов поделиться всем с вами. «Терпение, спокойствие» и везение, конечно, очень нам пригодятся 🙂
Итак, начнём. Вот она в руках, новая (или не совсем), блестящие крышки холодят ладонь. Что ж там в середине?
Чтобы узнать, надо сначала снять крышки. Крепятся они, в зависимости от модели, двумя или 4 болтами на краях (фото.1).
Открутить, обычно, не доставляет больших трудностей — нужна крестовая или прямая отвёртка. Желательно подобрать правильную насадку/биту для отвёртки, чтобы не «сорвать» или развальцевать шляпку болта. Более всего этим «страдают» модели Hohner MS-серии (AlabamaBlues, BigRiver, BluesHarp, ProHarp…), а также Hohner Crossover.
После снятия крышек нашему взгляду открываются вдоховая и выдоховая платы, прикреплённые к гребёнке (фото.2).
Узнать «Who is Who» можно экспериментально, поиграв на вдох/выдох и закрывая одно из отверстий.
На ВДОХОВОЙ плате язычки наблюдаем снаружи, их можно рассмотреть и пощупать (только «без фанатизма!» ). Плата ВЫДОХА открывает нашему взгляду только отверстия слотов. Опять таки экспериментально или вспомнив физику приходим к выводу, что язычки подлиннее звучат ниже.
Дальше уже сложнее. Чтобы отделить платы от гребёнки, необходимо открутить от 3 до 7 болтов (в зависимости от модели). Прошу быть аккуратным, иногда отвёртка норовит соскользнуть с шляпки болтика и «проехаться» жалом по поверхности язычка. Так же открученный болтик по закону бутерброда скатывается со стола и тут же его крадёт домовёнок/барабашка/гном — кто-то его крадёт потому, что найти его на полу уже невозможно.
Я стараюсь проводить разборку на свободном от других предметов столе, болтики выкладываю в схематической последовательности, чтобы потом закрутить в те же отверстия.
Стоит оговориться: некоторые модели гармошек крепятся гвоздями, болтов в них нет и я не рекомендую их разбирать потому, что очень скоро гвоздики не будут держать и начнут выпадать из отверстий. Такие гармошки я стараюсь сразу «пересадить» на болты.
Вот мы и добрались до гребёнки, обычно она либо пластиковая, либо деревянная. Так же встречаются из металла. Платы могут утапливаться в гребёнку (Hohner Spesial 20, Seydel Blues Session), просто накладываться на гребёнку, выступать со стороны мундштука. В зависимости от конструкции гармошка может иметь бОльшие или мЕньшие воздухопотери (хотя это зависит также от качества изготовления частей гармошки).
Вот мы и справились, ничего сложного.
Несколько советов и пожеланий:
— если платы и крышки будут иметь небольшой прогиб по центру в сторону гребёнки, то это улучшит герметичность гармошки. Научиться это делать самому не сложно, но каково должно быть усилие? — надо потренироваться на чужой гармошке, свою надо беречь;
— прикручивать платы к гребёнке стоит начинать с крайних болтов, потом центральные, в последнюю очередь промежуточные. Дело в том, что идеально ровной поверхности не бывает (я о гребёнке и платах), при закручивании болтов платы частично деформируются и лучше соблюдать описанную последовательность;
— не спешите закреплять крышки, поиграйте и убедитесь в том, что все язычки отзываются и нет дребезжания язычка об слот. Если такое случается, то это значит, что вы «перетянули» какой-то болт (обычно ближний к проблемному язычку) и деформировали плату. Возможен и другой вариант: язычок не центрирован относительно слота, но, надеюсь, это не наш случай;
— обладателям чудесной модели Hohner Golden Melody. Всё в этой модели хорошо и замечательно, но со временем скалываются края пластиковой гребёнки. Советую перед креплением чуть сточить надфилем острые углы крышек в местах соприкосновения с гребёнкой. Можно чуть-чуть зашлифовать всю поверхность соприкосновения. Это, кстати, улучшит герметичность со стороны мундштука (кромка крышки лучше зайдёт в канавку платы).
Прошу задавать вопросы, советоваться. Я с удовольствием отвечу. На моём канале в Youtube есть обзоры различных моделей диатонических гармошек и мелодии с табами. Желаю долгого срока службы вашим гармошкам и моря удовольствия от игры!
Всех благ!
Об авторе статьи
Олег Коропецкий
Играет на губной гармонике более пяти лет.
Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.