Начинающие, продолжающие, а иногда даже и профи часто спрашивают у меня, как получить хороший усиленный звук гармошки, что нужно для того, чтобы играть на сцене, какое оборудование необходимо, с чего начать, где купить, сколько это стоит и многие другие вопросы. Потому можно сказать, что эту статью отчасти я пишу для того, чтобы иметь готовый ответ на это множество вопросов, ну и, разумеется, хочу поделиться с вами своим опытом в этом аспекте игры на губной гармонике.
Начну с того, что 100% универсального решения этого вопроса нет, т.е. я хочу сказать, что лучше иметь отдельное оборудование для акустического звука, а отдельное для усиленного.
Я не буду касаться вопросов: какие бывают микрофоны, как выбрать микрофон на Ebay и пр., я хочу поделиться опытом, какое оборудование даст вам хороший результат и чем пользовался я.
Важно помнить, что качественный усиленный звук вы получите в том случае, если вы уже хорошо звучите акустически, а также умеете максимально эффективно капить (обхватывать руками) микрофон. Усиление может «спрятать» некоторые ваши технические недочеты, но гарантированно выставит на показ гораздо больше других.
Это будет небольшой цикл из двух статей. Представляю вашему вниманию первую статью из цикла.
МИКРОФОНЫ
Микрофоны для акустического звука
Если вы хотите играть в микрофон, закрепленный на стойке с минимальным или ситуативным каппингом, то вашими вариантами могут быть:
— Sennheiser MD 441 U – достаточно дорогой микрофон высокого качества, многие известные музыканты используют его в студии и на концертах, например, Howard Levy.
— Shure Beta 58A – гораздо менее дорогой микрофон, популярный среди вокалистов, отлично подойдет для игры на губной гармонике.
— Shure SM58 или SM57 – два принципиально разных микрофона, но находящиеся приблизительно в одной ценовой категории (несколько дешевле чем Shure Beta 58A). Оба обеспечат вам качественный звук. Эти микрофоны часто уже есть в клубах и площадках, на которых вам, возможно, придется выступать (разумеется это не гарантированное правило, в некоторых клубах используются дешевые микрофоны от домашних систем караоке, именно поэтому всегда лучше иметь свое оборудование). Известные харперы, использующие такие микрофоны – Jason Ricci (SM57), John Popper (SM58).
— Electrovoice N/D 967 – микрофон высокого качества, сопоставимый по качеству звука и тому, как он ловит ваши эффекты руками с Shure Beta 58A.
Если вы хотите играть акустическим звуком, но держать микрофон в руках для более мощного звука, для того, чтобы ваш микрофон меньше ловил фидбеки или при желании перемещаться по сцене, то вашими вариантами могут быть все вышеперечисленные микрофоны (хотя я бы исключил из списка Sennheiser MD 441 U), но в список я бы добавил Audix Fireball V. Аудикс был разработан специально для губной гармоники и максимально точно передает ее звук, плюс он имеет регулятор громкости, который ни раз пригодится вам на сцене.
Микрофоны для игры в комбоусилитель или педалборд
Stick микрофоны
Все микрофоны я делю на две категории: Stick (английское слово, в переводе означающее — палка, трость. Я буду использовать написание этого слова на русском языке — Стик) и пулевидные. К категории Стик микрофонов я отношу практически все вышеперечисленные микрофоны (их внешний вид напоминает палку, и часто это современные вокальные микрофоны, как мы уже убедились), а к пулевидным, как правило, старые микрофоны, своей формой напоминающие пулю (о них ниже).
Вы можете играть через все вышеперечисленные микрофоны в комбоусилитель или педлаборд (цепочка педалей эффектов, закрепленных на специальной платформе и скоммутированные определенным образом). Но вам понадобится Трансформатор Импеданса (ТИ), чтобы согласовать высокое сопротивление комбоусилителя и низкое вашего микрофона. Старайтесь покупать ТИ более-менее известных брендов, но на худой конец, можно взять для начала и китайский, чтобы понять, какой звук вы ищете.
Один из немногих стик микрофонов, который может обойтись без ТИ – это Shure 545 SD, он имеет внутри переключатель, с помощью которого можно переключать его сопротивление. Но тогда вам не подойдет стандартный (балансный) шнур XLR-XLR, который вы могли бы использовать со всеми микрофонами из первого списка. Вам понадобится небалансный кабель XLR-Jack. По звуку этот микрофон очень похож на
Shure SM57.
Какие микрофоны из нашего списка лучше всего подойдут для игры в комбоусилитель? (тут я опять хочу заметить, что этот выбор основан исключительно на моем опыте и понимании хорошего звука).
Список такой: Shure Sm57, Shure 545SD, Electrovoice N/D 967. Я бы не советовал для этих целей использовать Audix Fireball – он даст довольно верхастый, писклявый звук, который ну никак не ассоциируется с классическим перегруженным звуком блюзовой гармоники.
Лучшим вариантом, микрофоном, который прозвучит не хуже, а в некоторых аспектах лучше даже многих пулевидных микрофонов, я считаю Electrovoice re10. Мощный выходной сигнал, много баса в звуке – это то, за что множество профи выбирают именно этот микрофон – Carlos Del Junco, Chris Michalek и многие-многие другие. К сожалению, фирма электровойс давно сняла эти микрофоны с производства, потому для его покупки придется порыскать по Ebay и цены на него доходят до довольно внушительных сумм.
Вариантом подороже и с таким же качеством звука, может стать микрофон Electrovoice RE15, в такой уже не протяжении 20 лет играет Billy Branch.
Вариантом подешевле, с несколько другим звуком, но все еще хорошо подходящим для гармошки, может стать Electrovoice 635A – я бы советовал брать не современную, а чуть более старшую (из 80х, начала 90х) версию этого микрофона, его звук максимально приближен к RE10.
Хорошим вариантом станут многие микрофоны фирмы Electrovoice, которые она производила в 60 и 70х. На ютубе есть множество примеров звучания этих микрофонов с гармоникой. Некоторые из них, как и 545SD, имеют возможность переключения импеданса.
Пулевидные микрофоны.
Своим названием эти микрофоны обязаны микрофону Shure 520, который увидел свет аж в 1949 году. В одном из своих переизданий он получил зеленый цвет и с тех пор словосочетание «зеленая пуля» ассоциируется именно с этим микрофоном.
Пулевидные микрофоны золотой эры блюза выпускались с конца 40х и до середины 90х, в том виде, в котором они ценятся среди харперов. Выпускались различными фирмами (некоторых сейчас уже и не существует): Shure, Astatic, Electrovoice, Turner, Sony, Phillips, Octava и др.
Большинство из них выпускались с разным импедансом, нас интересуют те, которые имеют картридж с высоким импедансом внутри.
Винтажные пулевидные микрофоны.
Купить рабочий микрофон в изначальном состоянии, да еще и тех лет – проблема и за частую цены на эти микрофоны достаточно высокие. Потому, приходится прибегать к услугам микрофонных кастомайзеров – они подбирают для вас подходящий корпус, элемент и соберут для вас готовый микрофон, который максимально подойдет для вас по звуку, размеру и массе, эстетическим соображениям. Часто у них уже есть ассортимент готовых микрофонов. Я советую вам пользоваться услугами известных мик билдеров с хорошей репутацией, например Грег Хьюман (аblowsmeaway.com), Деннис Грюенлинг (badassharmonica.com), или Джонни Эйс. Вы можете найти на аукционе Ebay множество предложений, но я советую покупать микрофон у человека играющего и разбирающегося в том, что он продает (а не просто «нашел на чердаке у бабушки старый микрофон»).
Стоимость микрофона зависит от некоторых аспектов – редкости корпуса, возраста и редкости картриджа (старые Shure CR или CM, кристаллические или керамические элементы разных производителей стоят дороже более молодых Shure CM элементов 80х или 90х), состояния покрытия и репутации продавца. Тут я хочу сказать, что тема микрофонных картриджей слишком обширна и сложна, чтобы рассматривать ее в этой статье. Она заслуживает отдельного материала.
Начинающим я бы советовал использовать корпус микрофона Astatic JT30 в сочетании с каким-нибудь недорогим Shure CM картриджем. Это даст вам хорошее представление о том, как звучит среднестатистический пулевидный микрофон. Астатик не очень тяжелый (около 300 гр) и удобно лежит в руках среднего и больше размера.
Игра в закапленный пулевидный микрофон отличается от игры в Stick микрофон и потребует от вас определенной сноровки, к тому же при неправильном капинге может появиться очень неприятная проблема с фидбеком, ведь старые микрофоны не настолько устойчивы к нему, как современные. Но тем не менее, такие микрофоны – это выбор большинства профи, играющих блюзовую и не только музыку.
Наиболее распространенный способ подключения кабеля к пулевидному микрофону является винтажный screw-on connector фирмы Switchcraft с внешней резьбой (хочу добавить, что микрофон Shure 545SD 60х или начала 70х тоже будет иметь подобный коннектор). Он достаточно надежный и крепкий. Чтобы использовать обычный гитарный балансный кабель, вам понадобится
переходник или кабель, который использует специальную гайку для подключения. Купить такой готовый кабель можно у того же Грега Хьюмана или Денниса Грюэнлинга, можно сделать самому из разных запчастей. Я предпочитаю использовать переходник, как более простое и универсальное решение. Переходник можно смело брать на Ebay или вместе с микрофоном у мик билдера.
Современные пулевидные микрофоны.
— микрофоны Грэга Хьюмана. Грэг – один из самых уважаемых кастомайзеров микрофонов. Среди его клиентов практически все супер-профи гармошечного мира. Грэг делает корпуса для микрофонов из различных пород дерева, включая редкие и экзотические. И это настоящие произведения искусства! Он может поместить туда любой винтажный элемент по вашему желанию, а может свой собственный элемент, который он разработал путем улучшения и усовершенствования современного динамического. Так же для тех, у кого маленькие руки у Грэга есть опция – его новый микрофон – Bulletini (больше информации на его сайте), который идет в комплектации исключительно с его собственным элементом. Нужно отметить, что Грег так же продает очень удобные модификации Стик микрофонов — изучите его сайт внимательно!
— микрофоны фирмы blues-x-lab (bluexlab.com) – микрофоны итальянского мастера Max Manganelli. Используют уникальные корпуса небольшого размера, в комплекте идут с винтажным, но неигранным кристаллическим элементом (NOS элемент). Микрофоны высокого качества, и среди пользователей продукции Макса также есть известные музыканты.
Почему я не советую покупать современный shure 520dx, современный Hohner Blues Blaster (хотя, в 90х он еще выпускался с отличным кристаллическим элементом внутри), Astatic Roadhouse или Superlux микрофоны? Этому есть несколько причин.
- Во всех этих микрофонах стоят дешевые элементы, которые не дадут вам того звука, который вы получите используя даже самый простой shure CM элемент из 90х.
- В большинстве своем они используют впаянный в корпус кабель не очень хорошего качества (за исключение shure 520 dx).
- Они неустойчивы к фидбеку по причине дешевизны и низкого качества элемента и плохого качества уплотнительной резинки для него.
- Плохие и некачественно припаянные элементы проводки внутри, а также регуляторы громкости.
Небольшая информация по элементам внутри микрофона, чтобы облегчить вам выбор.
- Элементы от разных микрофонов можно поместить при помощи специальной уплотнительной резинки (продается отдельно) в корпуса от разных микрофонов. Потому ориентируйтесь на ваш кошелек и фактуру звука, которая вам нравится.
- Среди винтажных элементов больше всего ценятся Shure CR, оригинальные кристаллические элементы из Астатиков и старые керамические элементы Shure, Astatic или Turner.
- Кристаллические элементы очень хрупкие, боятся падения, температурных колебаний и влаги. Но дают очень мощный и специфический звук. Хороший элемент найти очень сложно и часто он достаточно дорогой. Тем не менее, многие профи, такие как, Ким Вилсон, Рик Эстрин, Род Пьяцца
предпочитают именно кристаллические элементы. Похожим образом обстоит ситуация и с керамическими элементами.
- Пулевидные микрофоны, благодаря своей форме и старым элементам, более чувствительны к эффектам руками в закапленном виде, чем большинство Стик микрофонов (исключение составляют микрофоны Electrovoice re10, re15, 635).
- из всех винтажных элементов Shure CM наиболее живучи, стоят дешевле и распространены, чем все остальные.
Вот и все, надеюсь что информация была для вас полезна и поможет в выборе микрофона. В следующей статье мы поговорим о выборе комбоусилителя и педалей к нему.
Материалы по теме:
Об авторе
Константин Колесниченко
Один из лучших блюзовых гармонистов СНГ. Ценитель, знаток, коллекционер и исследователь блюзовой музыки.
Автор и ведущий блюзовых интенсивов по губной гармонике для продвинутых гармонистов.
Уровень его мастерства игры на гармонике высоко оценили такие известные западные харперы как Adam Gussow, Jason Ricci, David Barrett, Rick Estrin и Mark Hummel.