Блюз на губной гармошке. Какие использовать ноты

Данная статья является частью теоретических материалов Двухмесячного практикума по блюзу Константина Колесниченко.

В этой статье мы рассмотрим какие именно ноты можно играть в блюзе во второй позиции, какие из них проходящие, а какие опорные, а также затронем некоторые другие аспекты.

Нот, которые расположены между 1 и 4 отверстиями вашей гармошки, уже достаточно для того, чтобы сыграть полноценный и интересный блюз. Потому начинаем прямо сейчас!

Блюзовая гамма во второй позиции на До гармонике выглядит следующим образом: G Bb C Db D  F. Соответственно, мы можем сделать вывод, что ноты нашей блюзовой гаммы в нижнем регистре это:

+1 -1′ -1 -2’’ -2 +3 -3’ +4 -4’ +4 – ноты блюзовой гаммы

К тому же есть еще три ноты, которые затесались к нам из мажорной пентатоники (пока остановимся на том, что это простая гамма, состоящая из пяти нот) – это нота ми или +2 и нота ля или -3″ и нота Си -3. Тут я хочу сделать небольшое отступление. Если вы совсем начинающий любитель блюза, то я рекомендую вам играть эти ноты как проходящие (ноты, которые не являются основными в фразе), это связано с тем, что не во всех блюзах они будут звучать легально, но со временем вы научитесь определять, где их играть можно, а где нет (это так же будет рассмотрено в следующих статьях).

Таким образом, наша полноценная последовательность «легальных» нот выглядит следующим образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3 -3’’-3’ -3 +4 -4’ 4

К сожалению, полностью блюзовая гамма  не поместилась в нашей первой октаве, но, к счастью, у нас есть все важные ноты, используя которые, мы можем запросто сыграть блюз.

Что же это за ноты?

Самая важная нота – это наша тоника, самая главная нота гаммы. С нее гамма начинается и на ней же и заканчивается. Как вы уже должно быть знаете – это -2, нота Соль. Из-за специфики губной гармоники настройки Рихтера эта же нота у нас продублирована и на третьем отверстии на выдох +3.

Казалось бы, в чем разница? Но эти ноты из-за разного направления дыхания получают разную атаку и тембральную окраску и соответственно звучат немного по-разному.

Следующей по важности нотой в нашем наборе является -3′. Нота эта очень важна в блюзе, именно она придает ему специфическую окраску! Если вы не владеете техникой оверблоу или не уверены в точности ваших бендов на выдох, то убедительно советую вам научиться брать этот бенд точно и правильно, потому что на гармонике она встречается еще раз как оверблоу на 6 отверстии и как двойной бенд на выдох на 10. Для этого нам понадобится немножко гармошечной акробатики! Потренируемся брать этот бенд отдельно и точно!

Есть еще две важные ноты, которые являются ключевыми для нашего блюза на трех аккордах. Это главная нота так называемого «четвертого» аккорда —  нота До  (+1 и +4), а также главная нота нашего «пятого» аккорда – нота Ре  (-1 и -4). Играя ваши импровизации или придумывая свои инструменталы, играйте эти ноты как опорные.

Используя эти знания, вы уже можете смело играть блюз и звучать правильно, но не мешало бы расширить наш исполнительский диапазон, потому рассмотрим, что же мы можем играть в диапазоне с 1 по 6 отверстие!

Благодаря тому, что диапазон нашей игры расширился, блюзовая гамма приобрела законченный вид и выглядит она следующим образом:

-2 -3′ +4 -4’ -4 -5 +6

Сыграйте эту последовательность, и вы получите без 5 минут ’’Juke”!

И опять не забываем про нашу ноту Ми (E в латинской литерации): +2, а так же +5. Напомню, что она пришла к нам из мажорной пентатоники.

Из мажорной пентатоники к нам попала и нота Ля (А), которая расположена у нас на отверстиях -3″ и -6. Она так же не принадлежит нашей блюзовой гамме, но известные харперы, такие как Литтл Уолтер или Биг Уолтер, могли заставить её работать в блюзовом направлении, почему бы и нам этого не сделать? 

Итак, все наши «легальные» ноты выглядят таким образом:

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3  -3’’ -3’ +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6

Сыграйте эту последовательность, чтобы запомнить все ноты и все бенды. Вот этим и хороша вторая позиция, что мы можем использовать практически все ноты наших двух октав!

Немного о важных нотах, у нас добавилась еще одна тоника – наша самая важная нота, наша опора. Расположена она на шестом отверстии на выдох +6. Теперь мы можем начинать или заканчивать все наши фразы не только на -2 или +3, но и на +6, что добавляет нам больше свободы в импровизации!

Для тех, кто, может быть, еще не успел разобраться, что к чему, и доверился своим ушам, я приведу простую табличку, которая покажет соответствие наших нот в разных регистрах. Со временем, вы сможете делать это на лету, а поначалу можно подглядывать в нашу шпаргалку! 

Нижний регистр губной гармоники Нота Средний регистр губной гармоники Верхний регистр губной гармоники
+1 С (до) +4 +7 и +10
-1′ Db (ре бемоль) -4’ -7o и -10о
-1 D (ре) -4 -8
+2 E (ми) +5 +8
-2″ F (фа) -5 -9
-2 или +3 G (соль) +6 +9
-3″ А (ля) -6 -10
-3′ Bb (си бемоль) +6o +10″

Как вы обратили внимание, я добавил в таблицу ноты верхнего регистра, а это означает, что пора затронуть и эту тему!

У нас стало больше нот, но, к сожалению, чтобы сыграть полноценную блюзовую гамму в этом диапазоне мы должны владеть техникой овербендов. В этой статье мы коснемся этого аспекта вскользь и оставим этот вопрос для следующих, более продвинутых материалов.

Блюзовая гамма во второй позиции в верхнем диапазоне гармоники выглядит следующим образом

+ 6 +6о +7 -7о -8 -9 +9

Плохая новость — нам понадобится овердро, хорошая новость – нам не понадобятся бенды на выдох.

Нельзя забывать про десятое отверстие гармоники, оно может быть сложным для новичков, но в нём хранятся аж три ноты нашей блюзовой гаммы (если бы у гармошки было больше отверстий, мы смогли бы достроить еще одну последовательность от +9)

+10″ +10 – 10o

Опять же спешу напомнить про ноту ля и ми. Они расположены на -10 и +8 соответственно.

Таким образом, вся наша последовательность легальных нот для блюза по всему диапазону гармошки выглядит следующим образом (проходные ноты выделены синим цветом):

+1 -1′ -1 +2 -2’’ -2 +3  -3’’ -3’ -3 +4 -4’ -4 +5 -5 +6 -6 +6о +7 -7 -7о -8  +8 – 9 +9 +10″ +10′ +10  -10 – 10o

Это довольно внушительный набор! Умение играть их легко и «в кассу» возводит вас в высшую лигу блюзовой губной гармоники!

Но это еще не все!

В следующих статьях мы рассмотрим теоретические основы игры на губной гармонике, потому сейчас эту тему мы раскрывать не будем, обращу лишь ваше внимание на такой момент. Так как наш блюз является трехаккордным, то мы можем использовать не только ноты основной блюзовой гаммы, но и гамм построенных для нот, которые являются главными для четвертого и пятого аккордов – от нот С и D соответственно.

В определенном месте нашего блюзового квадрата, на 4 аккорд, мы можем играть еще ноты: Gb и Eb

Gb: -2’ +5o +9’

Eb: +1o +4o +8’

А на пятый аккорд еще и ноту Ab (вдобавок к ноте Ля первого аккорда): Ab  — это -3’’’ -6’ -9o

Напоследок хочу дать небольшую подсказку для немного более продвинутых харперов. Этот совет поможет  вашим импровизациям стать легче и уверенней. Если вы знакомы с позициями хотя бы поверхностно, то запомните простую схему, которая вас никогда не подведет: на четвертый аккорд блюзового квадрата мы можем играть все, что подходит для первой позиции, а на пятый – все, что для третьей!

Мы рассмотрели с вами основные понятия того, что мы можем, а чего лучше не играть во время стандартного блюзового квадрата! Чтобы проверить эти знания на практике, возьмите любой минус и поиграйте под него блюзовую гамму, а на смену аккордов можно сыграть, например, октавы -1 -4 или +1 +4. Звучит здорово, не так ли?!

Об авторе

Константин Колесниченко

K.KolesnichenkoОдин из лучших блюзовых гармонистов СНГ. Ценитель, знаток, коллекционер и исследователь блюзовой музыки.

Автор и ведущий блюзовых интенсивов для продвинутых.

Издал уже два альбома и самый свежий альбом можно прослушать и приобрести здесь.

Уровень его мастерства игры на гармонике высоко оценили такие известные западные харперы как Adam Gussow, Jason Ricci, David Barrett, Rick Estrin и Mark Hummel.

Канал YouTubeпрофиль Вконтакте и Facebook.