Что такое кастомизация губной гармоники?

Здравствуйте, друзья!

В рамках ликбеза по губной гармошке хочу рассказать вам о кастомизации инструментов. Что это такое, зачем это нужно и нужно ли оно вам.

По общему определению, кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) — это индивидуализация некоей продукции массового производства под заказ конкретного потребителя путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений. Таким образом, практически любому изделию можно придать своего рода уникальность и изменить к лучшему его пользовательские характеристики.

В отношении губных гармоник кастомизация в первую очередь означает улучшение качества инструмента. Путем кастомизации в моделях массового производства уменьшают потери воздуха, делая гармонику более отзывчивой и более легкой для использования в сложных техниках игры.

Часто «гармошка из коробки», то есть купленная в магазине, требует настройки гэпов под себя. Гэп (от англ. gap — зазор) — это зазор между кончиком язычка и платой. При помощи этой нехитрой операции, уменьшая или увеличивая гэпы, любой пользователь может подстроить гармонику под своё звукоизвлечение и атаку для более комфортной и легкой игры.

Кастомизация может быль легкой, средней и максимальной.

На легких стадиях возможна настройка гэпов, замена гребёнки и более точная, по сравнению с заводской, подстройка язычков по высоте нот и интервалов. Модель Hohner Marine Band 1896 обычно «пересаживают» в сборке с гвоздей на болты.

В среднем варианте обычно ко всем предыдущим улучшениям добавляется выравнивание и герметизация крышек инструмента (возможно даже их замена), шлифовка гребёнки и углубленная обработка плат с язычками. На этом этапе мастер делает так называемый эмбоссинг — сужение слотов с язычками с целью уменьшения зазоров по бокам язычка и слота. Это дополнительно уменьшает потери воздуха, делая гармонику еще более герметичной и отзывчивой.

При максимальной кастомизации инструмент дорабатывается мастером до идеального состояния применением эмбоссинга под микроскопом. Также в этом варианте возможны скупинг (обработка углов слота с язычком), аркинг (придание язычку определенного изгиба),  ваксинг (капелька воска, помещаемая на заклепку, которая держит язычок для улучшения игры овербендов на высоких отверстиях), профилирование язычков (уменьшение их толщины), шлифовка язычков и плат.

После максимальной кастомизации губная гармоника не только становится великолепным по качеству инструментом, но и выглядит, как произведение искусства)

А теперь главный вопрос — нужна ли вам кастомизация, и если да, то в каком случае?

Здесь мнения как преподавателей и профессиональных исполнителей, так и тех, кто учится играть, расходятся.

Могу сказать сразу, что я не сторонник, когда студенты с нуля начинают обучение на кастомизированных инструментах. Обосную это тем, что кастомизация не позволяет изначально правильно почувствовать гармонику, выработать правильное звукоизвлечение, научиться правильно получать бенды и овербенды и, соответственно, поставить хороший звук.

На мой взгляд начинать учиться надо на качественном, но обычном инструменте, постепенно добавляя кастомизацию к своим возрастающим навыкам. То есть, при первоначальном привыкании к гармонике и выработке определенного алгоритма звукоизвлечения и переходе к технике бендов, можно отрегулировать гэпы. Этого будет достаточно, чтобы уже почувствовать разницу и получить лучшие результаты с меньшими усилиями.

Затем, с набором большего опыта, необходимость кастомизированной гармоники стоит рассматривать в контексте вопроса «успевает ли мой инструмент за моей техникой?». Это означает, что если ваша техника развита не достаточно, вы, при помощи кастомизированного инструмента, рискуете её ухудшить или, как минимум, застрять на одном уровне.

Конечно же, моё мнение не означает, что кастомные губные гармоники это плохо. Это моя точка зрения, обоснованная опытом преподавания и пониманием процессов, происходящих при обучении и игре на гармонике. Я лишь хочу сказать, что не стоит искать «волшебную» и идеальную гармошку. Когда вы обладаете техникой, у вас волшебно зазвучит даже самый неказистый инструмент. Но никакая самая дорогая и крутая кастомизация не спасёт вас от плохой техники и плохого звука.

Автор статьи Сергей Пузанов.

Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.