Как контролировать свои результаты и определять направление развития

Автор статьи Сергей Пузанов

Как я уже писал ранее, критиковать себя и свои «неудовлетворительные» результаты – дело неблагодарное и демотивирующее. Самокритика тоже дело полезное, но не всегда.

В большинстве случаев самокритику стоит заменить конструктивным анализом. То есть не просто констатировать факт «не получается, потому что мало занимался», а подробно разобрать то, что вы делаете на запчасти и найти самую первую сложность, которая в итоге приводит к неудовлетворительному результату в целом.

Разберем на примере.

Вы взялись осваивать несложную красивую мелодию. Спустя некоторое время вы разочарованно констатируете, что мелодия у вас никак не получается. То сбиваетесь с ритма, то путаетесь в нотах, то промахиваетесь мимо отверстий, то вроде бы уже отработанный бенд никак не хочет прозвучать в нужном месте, то невероятно устаёте в процессе игры, то катастрофически задыхаетесь и т.д.

Если проанализировать подробно весь процесс разучивания мелодии, то можно обнаружить следующие проблемы, которые не дают вам возможности получить желаемое:

  1. Вы плохо знаете мелодию на память и не можете её насвистеть, напеть или просто «прокрутить» в голове, а в процессе игры отвлекаетесь сознанием от мелодии и, даже глядя в табулатуру, теряете место, где играете.
  2. Вы пытаетесь играть сразу со скоростью оригинала, не замедлив темп до удобного и комфортного для себя.
  3. В композиции есть одно или несколько сложных мест, которые никак не получается пройти без ошибок и на них вы постоянно сбиваетесь, а сбиваясь начинаете играть с начала композиции (фразы или строки) или пропускаете сложное место.
  4. Не отработаны взаимосвязи между отдельными нотами композиции, и вы делаете лишние паузы или наоборот, соединяете или передерживаете по длительности некоторые ноты, тем самым сбивая ритм и баланс дыхания.
  5. Вы не используете паузы между нотами и частями композиции, чтобы выдохнуть лишний воздух.
  6. Вы не следите за процессом звукоизвлечения на протяжении композиции и сбиваетесь на выдувание или втягивание воздуха через гармошку.
  7. Вы не уверенно попадаете в отдельные ноты в принципе или не отработали достаточно бенды и другие технические приёмы, которые участвуют в композиции.
  8. Вы перемещаетесь по инструменту, двигая голову от отверстия к отверстию, а не перемещаете сам инструмент в губах.
  9. Вы держите гармонику с наклоном вниз или просто горизонтально.
  10. Вы мешаете себе пальцами, неправильно расположенными на инструменте или держите руки в напряжении.

Это десять основных проблем, с которыми сталкиваются абсолютно все начинающие, независимо от наличия предыдущего музыкального опыта.

Задача каждого из нас научиться определять, что именно на данном этапе мы делаем неправильно и последовательно устранять проблемы, разделяя глобальную сложную цель на простые, маленькие и, главное, достижимые.

Каждый из десяти вышеуказанных пунктов также можно и нужно разделить на составляющие.

К примеру, если не получается уверенно попадать в одиночные ноты, то тренировать надо не всю последовательность нот, а каждую ноту в отдельности. Затем отработать последовательное соединение нот между собой, добавляя в связку по одной ноте, пока вся последовательность не заработает чисто и легко. При этом важно не пытаться следовать мелодии и ритму, а заставлять себя играть все ноты одинаковой длительности (это очень важно!), достаточной, чтобы вы успели эту ноту почувствовать, проконтролировать и при необходимости исправить в процессе звучания.

Если вы сбиваетесь постоянно в одном и том же месте, то отрабатывать надо локально именно это место, без привязки к контексту мелодии и ритма, способом, описанным выше. А затем пробовать аккуратно соединить это место с остальными нотами композиции.

По моему опыту индивидуальных занятий с нашими студентами анализировать результаты надо последовательно по таким пунктам:

  1. Звукоизвлечение. Это самый важный момент, без которого не получается вообще ничего, кроме создания хаотичного шума.
  2. Наличие отработанных необходимых технических навыков для поставленной задачи.
  3. Темп выполнения упражнения или проигрывания мелодии.
  4. Наличие напряжения, физических усилий и скованности в мышцах лица, шеи, плеч, рук, живота, спины.
  5. Контроль КАЖДОЙ ноты, которую вы играете.
  6. Объём поставленной себе задачи.

Умение правильно анализировать даёт ответ на один из важнейших вопросов – что делать дальше, чтобы не стоять на месте, теряя мотивацию.


Автор статьи Сергей Пузанов.

Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.