Summertime — табулатура для губной гармошки:
Легендарный джазовый стандарт Summertime написан Джорджом Гершвином (George Gershwin), выходцем из еврейской семьи, которая эмигрировала из Одессы в Америку.
Джордж Гершвин, он же Яков Гершович, сочинил её под влиянием украинской народной колыбельной «Ой ходить сон коло вікон» («Ой ходит сон возле окон»).
Гершвин услышал эту песню в Нью-Йорке в 1929 году в исполнении Украинского национального хора под управлением Александра Кошица. Украинский хоровой дирижёр, композитор и фольклорист, Александр Кошиц тоже был эмигрантом. Он выступал во многих странах Европы и Америки, пропагандируя украинскую песню.
Вдохновившись народной колыбельной, Джордж Гершвин в собственной обработке и аранжировке написал в 1935 году «Summertime» — арию для балладной оперы о тяжелой жизни афроамериканского народа «Порги и Бесс» («Porgy and Bess»).
Вообще в основу оперы был положен книжный роман Дюбоси Хейварда (Dubose Heyward) под названием «Порги», написанный в 1924 году. Гершвин настолько был впечатлен музыкальностью прозы романа, что обратился к автору с предложением положить его на музыку. Сам Дюбоси Хейвард не по наслышке знал о жизни американцев Юга, так как родом был из Южной Каролины.
Познакомившись с автором лично, Джордж Гершвин отправился на Юг США и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку, чтобы достоверно передать её дух в «Порги и Бесс». Для этого в аранжировке он использовал афроамериканские мотивы, лексику, спиричуэлсы и джазовые ритмы.
[sam id=»2″ codes=»true»]
Таким образом Дюбоси Хейвард написал лирику к арии «Summertime«, а Джордж, вместе с братом Айрой Гершвиным (Ira Gershwin), который тоже был композитором, написали музыку.
Опера вызвала большой резонанс, так как практически впервые белые композиторы попытались изобразить тяготы жизни черного населения американского континента.
«Порги и Бесс» стала вершиной творческого пути Гершвина, а музыка оперы была названа самой зрелой в творчестве композитора.
Тем не менее самим творцам оперы стать свидетелями большого успеха своего детища не довелось — Джордж Гершвин умер в 1937 году, спустя два года после рождения «Порги и Бесс», а автора песен Дюбоси Хейварда не стало в 1940. К сожалению, им не удалось дожить до времен признания композиции «Summertime» музыкальным стандартом, а самой музыкальной пьесы — лучшей американской оперой всех времен.
Сегодня композиция Summertime признана одной из наиболее часто исполняемых песен в истории музыки.
Считается, что по количеству разных исполнений ария опережает знаменитую песню «Yesterday» группы Beatles: существует более 33 000 (!!!) разных вокально-инструментальных интерпретаций колыбельной Гершвина.
Энтузиасты даже создали сайт The Summertime Connection, посвященный данной композиции, где отобрано 25 000 разных её версий.
Классическим исполнением джазового стандарта «Summertime» считают дуэт Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.
Особенно популярной «Summertime» стала после исполнения её такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Майлс Девис, Оскар Питерсон, Джон Колтрейн, Нина Симон, а также после исполнения Дженис Джоплин, Сэма Кука, Пола МакКартни, группы The Doors, Zombies и других.
А прослушать подборку некоторых версий этого легендарного джазового стандарта вы можете здесь.