Настройка губной гармошки по тону

Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке

Приветствую уважаемое сообщество харперов!

Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!).

В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону.

Тут есть ряд ограничений.
Если вы не обладаете «настроечным» дыханием или у вас нет специального устройства (мехов) для подачи воздуха на язычки для звучания, то лучше настройку не начинать.

Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало.

Так что там с «настроечным» дыханием? Что за зверь?

Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.

Оговорюсь ещё:

  • замеры проводить необходимо на предварительно разогретой (не в микроволновке!) дыханием гармошке;
  • звук желательно давать одной громкости на одном расстоянии от микрофона/тюнера;
  • ноты брать без атаки и акцентирования;
  • не ленитесь брать ноту несколько раз и уже потом: «пилить иль не пилить — вот в чём вопрос».

Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима.

На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»).

Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё.

По видам строя гармошки делятся на инструменты с темперированной и компромиссной настройкой. Если взять гармошку (кроме Hohner Golden Melody) и проверить ноту 2 выдох, 3 вдох по тюнеру, с предварительно выставленным правильным значением «A=44x”, то «картина маслом» будет ещё та. Отклонение достигает 15-20% от ожидаемой ноты. Не хочу лишним забивать голову. Если есть желание — почитайте Вики «темперированный строй», там и формулы, и значения. Скажу по-простому: такое отклонение нот делается умышленно для приятного звучания аккордов. Ведь наш инструмент не только солирующий. Вот для того, чтоб при взятии любимого (123), -(234) кошки и соседи выли не сразу, а погодя, и настраивают инструменты с интонированием. Проще всего, не вдаваясь в теорию, найти настроечную таблицу под конкретную модель и ей воспользоваться (это не проблема для популярных моделей).

  Hole №  1     2     3     4     5     6    7    8    9    10
—————————————————————
Blow %  0   -14     2     0   -14     2    0  -14    2     0
Draw %  4     2   -12     4    -2     6  -12    4   -2     6
Пример таблицы настройки для диатонических гармошек Hohner

Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!».

Переходим непосредственно к настройке губной гармошки

Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость.

Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости.

Из своего опыта: в какой эталон выполнена настройка я определяю по 1, 4, 7 выдоху. Бывает и 446-448Гц. Определяюсь на какую частоту выставить свой тюнер (обычно A=443 Гц) и настраиваю звучание октавных нот тоники без биения. Это пары 1 = 4, 4 = 7, 7 = 10. Значение тюнера в Герцах при этом у нот через октаву увеличивается в два раза ( например, нота Ля = 220, 440, 880…). Потом берусь за пары 3 = 6, 6 = 9. Следующими настраиваю 2 = 5, 5 = 8, но с учётом приятного звучания аккорда (123), (456). Перехожу на ноты вдоха, в первую очередь -1 и -4 тоже строю по октавам, -4 и -8. Второй вдох -2 настраиваю по 3 выдоху — они должны звучать одинаково. Если с вашим дыханием не всё в порядке — делайте поправку (а именно: при взятии -2 вы будете всегда её занижать, неумышленно «забендивать»). С вдохом -3 поступаю так, чтобы приятно звучал аккорд -(234), в центах это обычно -25-30%. По -3 строю через октаву -7. Ноты -5 и -6 строю для приятного звучания минорного аккорда -(456). Вот уж действительно получается КОМПРОМИСС между «тем как надо и как должно». Часто звучанием вдоха -5 в соло я не доволен в зависимости от исполнения мажорной или минорной мелодии. Используйте таблицы настроек, рекомендации профессионалов. Мне советовали свои настройки Александр Братецкий, Евгений Иванов, за что им огромное спасибо! (Если представится такая возможность, то и Борис Плотников наверняка поделится своими таблицами. Я ни на что не намекаю. Просто если вдруг Борис прочтёт эту статью… 🙂 ).

При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:

  • до 5-ого отверстия понижать или повышать допускается максимум на тон;
  • начиная с 5-ого отверстия изменяю только на полтона.

Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность.

Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи!

Об авторе статьи

Олег Коропецкий

Играет на губной гармонике более пяти лет.

Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник.

Канал на YouTube.

Профиль Вконтакте.